Март 2012 года
…
«Однажды надменный крокодил покинул свое жилище на Ниле, чтобы с шиком пройтись по бульвару. Он мог курить, он умел с отличным прононсом говорить по-турецки. Что и проделывал раз в неделю этот очень важный, зеленый, усеянный бородавками, удалой Крокодил». Вот так выглядят строчки знаменитого «Крокодила», переведенные на английский, а потом обратно. Правда, наш «Крокодил» намного лучше?
А историю про Айболита знаете? О том, что добрый доктор не придуман Чуковским, а был на самом деле. Звали его Тимофей Осипович Шабад, и жил он в Вильно. Там даже памятник ему установлен — доктор рядом с девочкой, в руках у которой — кошка. Эту историю знают все вильнюсцы. Кошка лакомилась рыбой на причале, и ей вонзился в язык рыболовный крючок. Девочка принесла страдающую кошку доктору Шабаду, и он спас зверька. Доктор жил по завету знаменитого врача Гааза, про которого Гиляровский сочинил шуточные строчки: «У Гааза нет отказа!» Тимофей Осипович лечил всех — и нищих, и бездомных, и даже зверей. На свои деньги он покупал молоко и поил им детей из бедных семей, чтобы хоть как-то укрепить их здоровье. Это был настоящий «безмездный» доктор, как святые Косьма и Демьян. «Безмездный» — это значит тот, кто не брал мзду, плату за лечение. Чуковский познакомился с Тимофеем Осиповичем в 1912 году и посвятил ему свою чудесную сказку о добром докторе Айболите.
В жизни Чуковского вообще много удивительного. Например, его настоящая фамилия, которая стала псевдонимом Корней Чуковский — Корнейчуков. И был он не Корнеем Ивановичем, а Николаем Васильевичем. А еще он выучил в 16 лет английский по книгам, и когда попал в Англию, ничего не мог понять — произношение не совпадало с написанием, пришлось учить язык на месте. А еще он был на революционном броненосце «Потемкин». А еще — владел своей собственной сказочной страной под названием Чукоккала, которая географически располагалась в финском местечке Куоккала, где жил художник Репин. А еще Чуковский дружил с Маршаком, и тот прислал ему на 75-летие такое стихотворение:
Я кланяюсь тому, чья лира Воспела звучно Мойдодыра. С тобой справляют юбилей И Айболит, и Бармалей, И очень бойкая старуха Под кличкой — «Муха-Цокотуха». |
Прошло 55 лет, а на юбилей Корнея Ивановича хочется вновь и вновь повторить эти строки.