Март 2012 года
…
МУЗЕЙ-ЛЕДОКОЛ!
В этом году ледокол «Красин» отмечает юбилей. Девяносто пять лет назад, 31 марта 1917 года, на корабле был поднят русский флаг.
Знаменитый ледокол был построен по заказу русского правительства в Англии, в городе Ньюкасл. Первоначально корабль назывался «Святогор» — в честь русского былинного героя, могучего богатыря.
«Святогор»-корабль тоже был своего рода богатырем — в то время это был самый мощный в мире ледокол. А новое имя «Красин» ледокол получил в 1926 г. — в честь Леонида Борисовича Красина, советского государственного деятеля. Именно Красин в свое время помог «Святогору» вернуться в Советскую Россию после того, как англичане захватили наш ледокол на Севере во время Гражданской войны.
В 1928 году имя «Красин» прогремело на весь мир. Самый сильный в мире ледокол отправился на спасение итальянской полярной экспедиции генерала Умберто Нобиле.
Дирижабль «Италия», на котором экспедиция Нобиле совершила полет к Северному полюсу, упал на обратном пути вблизи берегов Шпицбергена. Сразу несколько стран развернули спасательную операцию. Именно «Красину» удалось пробиться через тяжелые льды к аварийной палатке итальянцев и взять на борт уцелевших членов экипажа Нобиле (самого генерала в это время уже вывезли со льдины на самолете).
Много лет после этого похода «Красин» работал в Северном Ледовитом океане — проводил суда через полярные льды. Ученые, работавшие на борту ледокола, изучали жизнь грозного океана — погоду, движение льдов, животный мир.
Ледоколы — мирные суда. Но «Красину» довелось и повоевать — в годы Великой Отечественной войны ледокол был вооружен в Америке и проводил к советским берегам союзный конвой PQ-15. Когда на караван транспортов напали немецкие самолеты-торпедоносцы, «Красин» вместе с военными кораблями защищал конвой и уничтожил два вражеских бомбардировщика.
После войны «Красин» был основательно отремонтирован и перестроен в Германии, на верфи в городе Висмар. Внешний облик прославленного корабля сильно изменился — у него появилась новая надстройка, исчезли высокие дымовые трубы, а на корме была устроена вертолетная площадка.
И вновь «Красин» в Арктике — еще десять лет работал он на трассах Северного морского пути. А в начале 1970-х гг. «профессия» корабля изменилась — «Красин» был переоборудован в энергобазу. Теперь полярный ветеран снабжал электричеством рабочих-буровиков на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа.
А в наши дни «Красин» стал кораблем-музеем, филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге (krassin.visitors@yandex.ru, тел. 325-35-46).
«Красин» стоит у набережной Лейтенанта Шмидта (23-я линия Васильевского острова) и ждет в гости всех, кому интересна славная история освоения Арктики!