Март 2012 года
…
В Год восточного Дракона давайте познакомимся еще с одним — с драконом огненным, всамделишным. Древние греки верили в существование множества богов и чудовищ. Одним из самых могущественных богов считался владыка морей Посейдон. Его детьми были разные чудовища, в том числе любимый сын Дельфин и его сестра Саламандра. Все дети жили в море, лишь Саламандра воды чуралась. Греки считали, что она живет прямо в огне, возле вулканов, где пламя согревает землю.
Саламандра слыла удивительным существом. Она могла выпускать нить, как пауки выпускают паутинку, и одежда, сотканная из этих нитей, в огне не горела. Если саламандра забиралась на плодовое дерево, его плоды становились смертельно ядовитыми, а если купалась в колодце, то одного глотка воды было достаточно, чтобы убить человека.
Саламандра — близкий родственник тритонов. Они относятся к числу хвостатых амфибий. Их родина — Северная Америка. Самая известная из саламандр — огненная. Она встречается на юге нашей страны, обжила Карпаты, Украину и Западную Европу. Некогда она была весьма многочисленна. Это довольно крупное существо длиной до 28 см. У нее небольшая голова, длинное тело на небольших ножках и длинный круглый хвост. Тело покрыто черной и постоянно влажной кожей, по которой разбросаны желтовато-оранжевые пятна. Видимо, эта саламандра и дала повод для возникновения мифов о ее любви к огню. Если подстеречь саламандру на рассвете, пока ее кожа еще не обсохла от ночной росы, можно увидеть, как при малейшем движении животного первые косые солнечные лучи, отражаясь от желтых пятен, вспыхивают, как спички.
Все саламандры — хищники. Они ночные животные, но в дождливую погоду охотятся и днем. На зиму прячутся под пнями или в глубоких норах и впадают в спячку. Там, где из земли вытекают источники с теплой водой, устраиваются на зимовку сотни животных.
Все саламандры ядовиты. Их мелкие кожные железки и большие парные железы, расположенные на голове позади глаз, выделяют едкий и ядовитый секрет. Амфибиям яд необходим. Без него на их голой и мокрой коже селились бы полчища микробов и плесеней.
Яд для саламандр — прекрасное оружие. Чрезвычайно сильным ядом вооружены калифорнийский, ручьевой и зернистый тритоны. У альпийского тритона и огненной саламандры яд слабый, но из-за едкого секрета они совершенно несъедобны, и хищники их не трогают. Они нарядились в яркие одежды, сигнализирующие хищникам, что с ними лучше не связываться. Если молоденькая неопытная цапля схватит такого ядовитого франта, ей предстоит несколько неприятных минут, пока она будет пытаться выплюнуть добычу. Этот урок она запомнит на всю жизнь. Наши тритоны тоже ядовиты, но их яд, попавший на кожу, для человека не опасен.