Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2009 года

Журнал Костер. Май-июнь 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

Летающие братья

Братья Орвилл и Вилбур Райт

Братья Орвилл и Вилбур Райт никогда не думали, что станут изобретателями самолета. Они жили в американском городке Дейтоне, владели небольшой велосипедной мастерской. У них были «золотые руки», и об этом хорошо знали в городке. «Если хотите починить велосипед, то отдайте его братьям Райт. Лучше, чем они, никто этого не сделает, да и берут Райты недорого», — говорили в Дейтоне.

ЗАМЕТКА В ГАЗЕТЕ

Летательными машинами братья заинтересовались случайно в 1896 году, и произошло это так. В одной из газет им попалась заметка о гибели немецкого инженера Отто Лилиенталя. Он совершал полеты на планере собственной конструкции, бросаясь с высокого холма. Лилиенталь выполнил более двух тысяч успешных полетов. Но однажды, когда он спланировал уже почти к подножью холма, от резкого порыва ветра планер взмыл вверх, накренился и рухнул на землю.

Помощники Лилиенталя нашли его лежащим без сознания, со сломанным позвоночником. Отважного инженера осторожно перенесли в ближайший дом. На короткое время он пришел в себя. Умирая, Лилиенталь произнес: «Чтобы предугадать порыв ветра, надо было иметь чутье птицы».

Это печальное известие поразило братьев Райт. Поразило и в то же самое время вызвало необыкновенный интерес к летательным машинам. Они перерыли все книги, которые были в библиотеке их отца, местного пастора. Нашлась лишь одна о полетах, да и то не машин, а птиц. А интерес к летанию разгорался у них все сильнее.

Братья Орвилл и Вилбур Райт

КАРТОННАЯ КОРОБКА

Райты начали с того, с чего начинали многие. В воскресные дни они садились на велосипеды и отправлялись за город. Там, на берегу реки, братья ложились на спину и часами наблюдали за полетом птиц. «Как это птицам удается так устойчиво держаться в воздухе? Им не страшны ни порывы ветра, ни резкие крены. Вот чего не хватает летательным машинам, — размышляли братья, глядя на ловкие движения ласточек и стрижей. — Летательный аппарат непременно должен иметь органы управления. Но как их устроить?»

Как-то в мастерскую братьев Райт пришел посетитель купить новую велосипедную камеру. Слушая его, Вилбур рассеянно изгибал картонную коробку. И вдруг у него мелькнула мысль: «Да ведь это как раз то, что нужно! Так же, как коробку, можно перекашивать концы крыльев. Вот прекрасный способ держать машину в равновесии». Вилбур поспешил домой, и там братья обдумали все до конца.

Их летательная машина будет иметь два крыла — одно над другим. Впереди необходимо установить еще одно совсем небольшое крыло — руль высоты, а сзади машины укрепить руль поворота.

ХОЛМЫ КИТТИ-ХОУК

В лавке, где продавалась разная материя, очень удивились: зачем это братья, которые никогда раньше не заглядывали сюда, покупают столько дорогого сатина, интересуются его качеством, пробуют на крепость. «Нам нужно сшить пару больших крыльев», — улыбаясь, отвечали братья.

В их умелых руках любая работа спорилась. Вилбур сам кроил и сшивал на машинке обтяжку крыльев и рулей. Орвилл строгал деревянные рейки для остова будущего планера.

Они решили пойти дорогой Отто Лилиенталя. «Сначала необходимо освоить планер. Необходим опыт полетов. Чтобы понять, как ездить на горячей необъезженной лошади, нужно ездить на ней», — любил повторять Вилбур.

Первый полет самолета в Китти-Хоук

Для испытания планера нужен был ветер. «Где в Америке есть место с ровным и не очень сильным ветром?» — запросили братья Бюро погоды. «Поезжайте в Китти-Хоук , в Северную Каролину, на берег Атлантического океана», — ответили им.

Более удаленное и пустынное место трудно было отыскать. Дорога туда занимала несколько дней. Сначала поездом, потом пароходом, затем лодкой, наконец, пешком через лес. Несколько рыбачьих хижин, почта, спасательная станция. Вот и весь поселок. Но зато почти всегда здесь дул ветер и возвышались желтые песчаные холмы, словно специально приспособленные для планирующих полетов.

ОТ ПЛАНЕРА К САМОЛЕТУ

Братья поставили палатку, собрали планер и начали опыты. Летали по очереди. Один занимал место на планере, второй и кто-нибудь из местных жителей брали планер за концы крыльев и сбегали с холма. Затем планер отпускали, начинался полет — невысокий и не очень продолжительный.

Три года подряд приезжали братья Райт к песчаным холмам Китти-Хоук. Не все шло гладко. Бывали аварии, но Райты не боялись риска. «Тот, кто хочет полной безопасности, — шутил Вилбур, — пусть сидит на заборе и наблюдает за птицами».

Самолет братьев Райт в воздухе. 1908 год

Планер летал неплохо, был послушным в управлении. Для того, чтобы стать самолетом или, как тогда говорили, аэропланом, ему не хватало двух вещей: мотора и воздушного винта. Бензиновый мотор братья сделали тоже своими руками, весь до последнего винтика.

В 1903 году они в последний раз приехали в Китти-Хоук, но уже с частями не планера, а самолета.

Наступило утро 17 декабря. Вывели самолет. Он не имел колес и двигался на полозьях. Для облегчения взлета братья придумали «катапульту», деревянную вышку. Опускавшийся с нее тяжелый груз с тянущим тросом должен был ускорить разбег машины.

Бросили жребий, кому лететь первому. Монета выпала стороной, выбранной младшим братом. Орвилл поглубже нахлобучил кепку и лег на крыло. Загудел мотор. Машина двинулась вперед. Вилбур бежал рядом, поддерживая ее за крыло.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

И вот самолет оторвался от земли. Летел он неровно, то взмывал метра на три-четыре вверх, то опускался совсем низко. Всего двенадцать секунд длился этот полет. Первый полет крылатой машины! Последующие стали более длительными. А когда братья хорошо освоили свою машину, то перенесли испытания на пастбище вблизи их родного города, и многие дейтонцы своими глазами смогли увидеть полет белой механической птицы. А мир все еще не верил, что в каком-то захолустном городишке простые велосипедные мастера построили самолет и научились на нем летать. Тогда Вилбур поехал во Францию и совершил там несколько замечательных полетов. После этого словно плотина прорвалась. Один за другим начали создаваться самолеты. Все только и говорили о воздушных рекордах, о первых летчиках. Случались, конечно, аварии и катастрофы. Но самолеты все дольше держались в воздухе, летали все выше, все быстрее. Сбылась наконец тысячелетняя мечта. Люди обрели крылья. Родилась авиация!




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»