Май-июнь 2009 года
…
История исторических изречений
ОТПРАВИТЬСЯ В КАНОССУ
Учебный год стремительно приближался к концу. Внук академика Пятитомова, Сережа, вернулся из школы в дурном настроении и сразу же ушел к себе в комнату.
— Что это с ним? — обеспокоенно обратился академик к профессору Синицыну, своему другу и постоянному соавтору.
— Насколько я понимаю, мальчику грозит годовая двойка по математике, — ответил тот, сопоставив известные факты.
— Как же быть?
— Может, — предложил профессор, — тебе с Сережей стоит пойти к их математику? Поговорить с ним, как ученый с ученым, попросить о некотором снисхождении к внуку академика...
Пятитомов раздраженно обхватил ладонью бороду:
— Нет, никогда и ни за что Пятитомовы не отправятся в Каноссу!
— Да не надо в Каноссу, — вмешался, быстро войдя, Сережа. — Андрей Михайлович не в какой-то там Каноссе, а в шестнадцатом кабинете!
— Во-первых, — сказал академик, — подслушивать нехорошо. Во-вторых, ознакомлю-ка я тебя с небольшой историей — она повысит твою общую эрудицию. Давным-давно, в XI веке, между германским императором Генрихом IV и Папой Римским Григорием VIII сложились очень непростые отношения. Монарх и понтифик постоянно находились в конфликте. В результате победил Григорий: в 1077 году он отлучил Генриха от церкви, — так сказать, выставил ему неудовлетворительную оценку. По тем временам отлучение было страшной бедой: император оказался вне закона и вне общества — он стал, как проклятый!
— Тогда Генрих, — подхватил профессор, — решил во чтобы то ни стало добиться примирения. Морозной зимой с небольшой свитой он отправился в замок Каносса, где находился в это время Григорий VIII. Поначалу Папа Римский отказался принять просителя. Но Генрих не сдавался. Босой, в одной рубахе, с непокрытой головой подошел он по снегу к стенам замка и, обливаясь слезами, три дня молил о прощении. На четвертый день оно было получено. Двойка оказалась, если можно так выразиться, исправлена.
— С тех пор, — закончил рассказ академик, — историческое изречение «отправиться в Каноссу» означает готовность добиваться милостей ценой любых унижений, полный отказ от чувства собственного достоинства. И мы в Каноссу, конечно, не отправимся!
ПРИШЕЛ. УВИДЕЛ. ПОБЕДИЛ
Конечно, нет! Три дня Сережа под чутким руководством академика и профессора сидел вечерами над математикой как проклятый. На четвертый день отправился в шестнадцатый кабинет отчитываться перед математиком за весь годовой курс.
— Как дела? — услышал он, вернувшись.
Сережа бодро отрапортовал об исправлении двойки. И тогда академик и его соавтор развернули транспарант с надписью: «Veni, vidi, vici».
— Что это значит? — удивился Сережа.
— Когда в 47 году до нашей эры, — объяснил профессор, — Гай Юлий Цезарь стремительной атакой трех легионов наголову разбил войско Фарнака Второго, правителя Боспорского царства, при въезде в Рим его приветствовала такая же надпись на триумфальных воротах. «Пришел, увидел, победил», — вот что означает в переводе это историческое изречение.
— Мы не отправились в Каноссу, — добавил дедушка,— зато скоро отправимся в Тарховку, где я снял для нас дачу на все каникулы!