Май-июнь 2011 года
…
К 75-летию со дня рождения Валерия ТРАУГОТА
23 июня 2011 года Валерию Георгиевичу Трауготу исполнилось бы 75 лет. Многие годы он был главным художником издательств «Детская литература», «Лира», «МИМ», «Царское Cело», в Союзе художников возглавлял всех петербургских графиков. Валерий Георгиевич был из тех редких людей, которых называют энциклопедистами, то есть знал он и помнил невероятно много. А еще был он общительным, внимательным к людям и преданным своей семье человеком.
Родился он в Петербурге, на Большой Пушкарской улице, в семье, где рисовали все: отец, Георгий Николаевич Траугот, профессиональный художник, мама, Вера Павловна, и, конечно, дети, ведь они росли среди красок и карандашей. Правда, счастливое детство длилось недолго. Началась война.
Пятилетнего Валерия удалось отправить в эвакуацию, и в школу он пошел в далеком сибирском поселке. Девятилетний брат Александр пережил в Ленинграде блокаду. Семья воссоединилась только после войны, а Александр и Валерий поступили в СХШ — среднюю художественную школу при Академии художеств. Они уже знали, что пойдут по стопам отца. Отец был их первым и главным учителем.
Еще в школе Александр любил доводить до конца незаконченные работы младшего брата, что-то дорисовывать, исправлять. Поначалу Валерий возмущался, но жаловаться отцу было бесполезно, тот не видел в этом ничего плохого, и даже одобрял. Свою первую книжку братья нарисовали вместе с отцом. А потом и вторую – Андерсена, и третью — Шарля Перро. Все книжки были подписаны: «Г.А.В. Траугот». Три художника — три инициала: Георгий, Александр, Валерий. Правда, последнюю книжку отец уже не увидел.
Много лет прошло со дня смерти Георгия Николаевича Траугота, но он жив в книгах сыновей, словно все время взрослел вместе с ними, работал, участвовал в выставках и получал дипломы. За эти годы братья проиллюстрировали около двухсот книг — Пушкина, Чехова, Куприна, Шекспира, Гейне, Метерлинка, Ростана, Петефи, Гомера, сказки разных народов, Гауфа и братьев Гримм и многие-многие другие, но постоянно возвращались к любимому Андерсену.
Манера художников особенная: воздушная, изящная. Их рисунки не спутаешь ни с какими другими. Валерий Георгиевич называл такое рисование французским словом «туше» — «прикосновение». Работа должна производить впечатление легкого прикосновения, полета пера или кисти. И в самом деле, словно одним росчерком, без малейших усилий сделаны их рисунки. Но мы-то знаем, что подобная легкость не дается без большого труда, мастерства и таланта.
5 октября 2009 года не стало Валерия Траугота. Однако новые книжки с подписью иллюстраторов «Г.А.В. Траугот» продолжают выходить. Теперь работает один Александр, а отец и брат продолжают жить в его рисунках.