Май-июнь 2011 года
…
К Санкт-Петербургу в нашей семье традиционно трепетное отношение. Мы с родителями часто бываем там. В 2009 году мы побывали в последней петербургской квартире композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (Загородный пр., д. 28), где открыт мемориальный музей. Кстати — единственный композиторский музей в Санкт-Петербурге.
Здесь композитор прожил 15 лет. Интерьер музея очень красив — тут сохранились угловые изразцовые печи, камин, медные ручки и задвижки. Очень много экспонатов (в частности — шуба и шапка композитора) было передано в дар музею родственниками и потомками. А какие в музее служители! Настоящие подвижники своего дела, влюбленные в музыку и историю.
Последние годы жизни композитор усиленно творил. Он написал тут одиннадцать опер, в том числе «Садко», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», много романсов.
Писал Римский-Корсаков «с листа», в кабинете нет рояля — он доверял своему музыкальному слуху. Супруга композитора Надежда Николаевна правила корректуры, делала фортепианные переложения его симфоний и опер. Надежда Николаевна и сама сочиняла музыку и была хорошей пианисткой. Любили в доме и гостей. Здесь, на знаменитых Корсаковских средах, бывали Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Стравинский. А когда пел Шаляпин, соседи этажом выше ложились и прикладывали ухо к полу, чтобы послушать великого певца.
Произвел впечатление рассказ о работе над оперой «Кащей Бессмертный» — подсказку композитору дала его дочь, предложив ввести в сюжет слезы Кащеевны как главный ключ к жизни и смерти колдуна.
Я учусь музыке уже пять лет, и когда мы сказали об этом в музее, случилось невероятное. Мне предложили сыграть на рояле, который приобрел сам композитор! Но я засмущалась… Хотя на концертах выступаю на электрических роялях, но это же музей. Вот я и оробела.
Хочу немного рассказать о жизни Римского-Корсакова. С раннего детства он готовился к службе во флоте, его дед был адмиралом. Во флоте служил и его старший брат Воин. С 12 лет Николая определили в Морской кадетский корпус. Николай Андреевич совмещал море и музыку — и в Корпусе он продолжал брать уроки фортепиано, а свои музыкальные произведения писал и во время плавания. Но с момента успеха Первой симфонии он принял решение посвятить себя только музыке.
Еще одна замечательная черта — Николаю Андреевичу выпала честь дописать незавершенные произведения Мусоргского и Бородина после их кончины. С Мусоргским их связывала многолетняя дружба — еще до женитьбы Римский-Корсаков делил с Мусоргским и квартиру, и единственный рояль. Оба композитора принадлежали к «Могучей кучке». А в 1905 году проявилась гражданская позиция композитора — за поддержку студентов-вольнодумцев он был исключен из Консерватории.
В этом году исполняется 130 лет со дня выхода оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», которую сам композитор считал едва ли не лучшим своим сочинением. В день премьеры оперы на сцене Мариинского театра композитору преподнесли серебряный венок, который тоже можно увидеть в музее.