Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2011 года

Журнал Костер. Май-июнь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис... Чудеса да и только

Вы можете представить императора, декламирующего стихи с театральной сцены? А «традицию» эту начал император Нерон, правивший в Риме в I веке до н. э. Один из самых жестоких в истории Рима, этот император считал себя великим актером. На арене римских цирков он декламировал стихи, пел гимны и даже становился возницей колесницы во время театрализованных представлений. Умирая, он, говорят, воскликнул: «Боги! Какой актер погибает!»

«Боги! Какой актер погибает!»

Время шло, Рим пал. Греческая культура пришла в упадок еще раньше. На территории Римского государства возникла Византийская империя. Все большую силу набирало христианство. Власть церкви усиливалась с каждым днем, и все последующие века она властвовала безраздельно.

Столетия после падения Рима (примерно с VII по XII) называют Средние века, ибо эта эпоха отделила Древний мир от начала новой европейской цивилизации — а это уже эпоха Возрождения.

Ну, а что театр? Никто уже не строил огромных цирков и амфитеатров. Да и актерское искусство, и характер представлений — все изменилось. Помните, мы говорили о том, как в древности люди воспроизводили в ритуалах историю своего рода, историю возникновения земли, пытаясь сохранить память об этом в потомках и выразить уважение к прошлому? Нечто подобное попыталась повторить церковь в Средние века. Перед жителем средневекового города XI или XII веков не возникало вопроса: пойти в церковь или в театр? В те времена пышные представления давались в стенах самой церкви. Они назывались «мистерии» (от слова «мистика» — тайна). Это было очень красочное зрелище, в нем использовались самые неожиданные эффекты — полеты ангелов, изрыгание огня и дыма дьяволом, божественный свет, льющийся из-под купола… За основу брались библейские тексты. Самым распространенным сюжетом был сюжет «Страсти Господни», где изображались страдания распинаемого Христа. По сути, это была своего рода религиозная «пропаганда». В представлениях участвовали актеры и священники.

простой народ все же любил фарс - играли где придется

Со временем церковь запретила представления в храмах, и спектакли перекочевали на паперть (широкое крыльцо перед церковью) и за церковную ограду. Очень популярны были тут пьесы о чудесах святых, Девы Марии. «Чудо» по-латыни — «миракль», и пьесы о чудесах стали называться «миракли»: «Миракль о святом Феофиле», «Миракль о святом Николае». Были пьесы назидательного характера, в них участвовали не личности, а пороки или добродетели: Ересь, Мир, Правосудие, Смерть, а то даже Франция и Реформация. Название этих пьес происходило от слова «мораль» — «моралитэ». Давались моралитэ, как и мистерии, и миракли, во время религиозных праздников.

Но простой народ все же любил фарсы — веселые комические представления, полные юмора, шутовства, издевки над жадными, злыми, ревнивыми. Их разыгрывали бродячие труппы. Иногда эти труппы состояли из трех-четырех человек, иногда актеров было аж два десятка. Играли где придется — на улице, расстелив коврик, на досках, которые клали на бочки с рыбой…

Начало см. в «Костре» № 1, 3, 2011 г.




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»