Май-июнь 2011 года
…
НЕБЕСНЫЕ СТРАНСТВИЯ «ПАПАШИ НАДАРА»
Одним из тех, кто в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» летел в пушечном снаряде, был, как известно, Мишель Ардан. Но мало кто знает, что прототипом этого отважного француза послужил реальный человек — Гаспар Феликс Турнашон. Впрочем, его больше знали под вымышленной фамилией: Надар. Жюль Верн лишь слегка переставил буквы в псевдониме Турнашона.
ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ
«Он очертя голову бросался в самые отчаянные предприятия, всегда готов был сжечь свои корабли, всякий час рисковал сломать себе шею и, тем не менее, всегда вставал на ноги. Он был глубоко бескорыстен, и бурные порывы его сердца не уступали смелости идей его горячей головы». Так описывал Жюль Верн натуру Ардана, и все современники сходились во мнении, что эта характеристика в точности совпадала с кипучей натурой самого Надара.
Высокого роста, с огненно-рыжей шевелюрой, всегда энергичный и пылкий, добродушный и дружелюбный. Таким был Надар, «папаша Надар», как любовно называли его многие парижане. А кто не знал Надара в Париже, да и не только в Париже? Слава Надара была, без преувеличения сказать, всемирной.
Талантливый фотограф, литератор, журналист, изобретатель. За что бы ни брался неугомонный Надар, он всюду добивался успеха. Остроумный карикатурист, он и сам нередко становился объектом многочисленных дружеских шаржей и смешных карикатур.
ВОЗДУШНЫЙ МАНИФЕСТ
В Париже, на улице Анжу, Надар открыл фотоателье. Здесь побывали и запечатлели себя на фотографиях самые знаменитые писатели, художники, музыканты, артисты, ученые, политики. Надар превратил фотографию в новый вид искусства. Он любил говорить: «Я снимаю не портреты, я снимаю человеческую жизнь».
В середине 50-х годов XIX века Надар увлекся воздухоплаванием. Он сумел разместить громоздкий фотоаппарат того времени в корзине воздушного шара и впервые снял Париж с высоты птичьего полета. Но совершив немало воздушных путешествий, Надар разочаровался в аэростатах — игрушках ветра — и стал горячим сторонником летательных машин тяжелее воздуха, еще не существовавших.
В 1863 году он опубликовал свой знаменитый «Манифест воздушного самодвижения», в котором, как обычно горячо, заявил: «Воздушный шар родился поплавком и останется им навсегда. Нужно отказаться от аэростатов. Винт — святой винт вознесет нас в небеса!»
«ПОСЛЕДНИЙ» АЭРОСТАТ
У Надара нашлись единомышленники. Среди них и молодой Жюль Верн. Все они мечтали о летательном аппарате — «аэронефе», который сегодня мы бы назвали вертолетом.
По мнению Надара, именно воздушные шары отвлекли людей от разработки летательных машин. И он решил построить «последний», сверхогромный воздушный шар, насытить толпу невиданным зрелищем и тем навсегда убить интерес к аэростатам. По подписке ему удалось собрать около 10 тысяч франков на создание аэростата «Гигант». Собранных денег оказалось мало. Надар залез в долги, но шар все-таки построил.
Он был высотой с 14-этажный дом и вмещал более шести тысяч кубометров водорода. В корзине «Гиганта» могли разместиться до 40 человек. Корзина имела вид садового домика с дверью, окнами и даже с террасой наверху.
Первый старт «Гиганта» состоялся 4 октября 1863 года с Марсова поля в Париже. Его провожали около 200 тысяч зрителей. Но желающих лететь оказалось немного, всего 13 человек, включая и создателя шара.
ТРАГИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ
Надар рассчитывал, что ему удастся установить рекорд дальности полета. Однако воздушный шар, пролетев всего полсотни километров, попал в густой туман, намок и начал падать. С трудом его удалось благополучно посадить.
Огорченный неудачей, Надар решил во что бы то ни стало повторить воздушное путешествие. Две недели спустя состоялся второй полет «Гиганта». На этот раз в корзине находилось 9 человек, в их числе сам Надар и его жена.
Шар стартовал вечером и к утру следующего дня находился уже над Бельгией. Ветер между тем усиливался, и вскоре «Гигант» пересек Голландию, достиг Германии. Нагретый солнечными лучами, шар поднимался все выше и выше. Надар был доволен результатами полета и, решив начать спуск, открыл газовый клапан. С последним, видно, произошла какая-то неполадка, потому что скорость спуска неудержимо нарастала. Корзина сильно ударилась о землю, подскочила, ударилась снова. Подгоняемый сильным ветром, огромный шар помчался вперед, бешено колотя корзиной о встречные препятствия.
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
Воздухоплаватели выпали из развалившейся корзины, а оболочка «Гиганта» зацепилась, наконец, за ветви деревьев и повисла на них. Итог катастрофы был ужасный. Почти все участники полета получили тяжелые увечья, переломы рук и ног. Особенно сильно пострадала жена Надара.
Эта трагедия повергла в уныние многих, но только не его самого. Он починил свой аэростат-великан и выставил на всеобщее обозрение в Лондоне, а затем совершил на нем еще несколько вполне удачных воздушных путешествий.
Летал Надар и позже. Особенно рискованными были его полеты во время войны 1870 года, когда Париж находился в осаде прусскими войсками. Отважный Надар поддерживал связь с другими городами Франции при помощи воздушных шаров.
Во время одного из таких полетов он встретил в небе вражеский аэростат, вступил с ним в бой и сбил его из пистолета. Наверное, это был первый воздушный бой в истории.
Феликс Надар прожил долгую жизнь. Он умер в 1910 году в возрасте 90 лет. Тогда авиация уже распрямляла свои крылья, самолеты летали все увереннее, все выше, дальше, быстрее. И Надар — поборник авиации — стал этому свидетелем.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |