Май-июнь 2011 года
…
К 190-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского
«КРОКОДИЛ, или ПАССАЖ В ПАССАЖЕ»
Эта история произошла в Пассаже. Мы стали ее свидетелями и очевидцами невероятных событий. А дело было так…
…Вступив в небольшую комнату, мы заметили, что в ней кроме крокодила заключаются еще попугаи из иностранной породы какаду и, сверх того, группа обезьян в особом шкафу в углублении. У самого же входа, у левой стены, стоял большой жестяной ящик в виде как бы ванны, накрытый крепкою железной сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата…
Но вот крокодил моргнул сразу двумя своими желтыми глазами и заметно оживился. К его ванне подошел смотритель с ведром полумороженой рыбы — наступал час кормления. Увидев рыбу, крокодил запрыгал от радости и забил хвостом. Ванна заходила ходуном и вдруг перевернулась. Вода хлынула по полу, весело булькая. Смотритель отпрыгнул в сторону, уронил ведро, и мороженая рыба поплыла по комнате, подхваченная мелкой волной.
Все присутствующие завизжали и заметались, стараясь спастись от рыбы, воды и вырвавшегося на свободу крокодила. Началась паника. В комнату вбежал перепуганный хозяин крокодила с подмогой — здоровяками в резиновых сапогах. Они стали осматривать помещение. Но крокодила нигде не было! Он смылся. В буквальном смысле этого слова.
Где-то с полчаса бригада ловцов крокодила в полном составе носилась по всем помещениям, заглядывая во все углы. Но крокодила и след простыл. Только поперек выставочной комнаты сиротливо лежала перевернутая ванна.
Попугаи из иностранной породы какаду, размещенные на комоде, кричали пронзительными голосами так истошно, что закладывало уши. Они метались по клетке, толкаясь и громко хлопая крыльями.
— Что это с ними? — спросил хозяин в отчаянии.
— Сейчас посмотрим, — сказал старший ловец крокодилов.
Он медленно и очень осторожно подошел к комоду. Из узкой щелки в двери виднелся крошечный кусочек зеленого хвостика — не больше горохового стручка.
Ловец с опаской потянул за дверцу комода. Она скрипнула и раскрылась. В глубине шкафа вертикально стоял крокодил, как большой соленый огурец в кадке. Коротенькие передние лапки он сложил на толстом животе, а голову виновато склонил набок.
— Кеша! Как ты мог?! — воскликнул хозяин, всплеснув руками.
Крокодил печально вздохнул, шлепнулся на пузо и потопал к своей ванне. Тут его ждала свежая чистая вода, новое ведро вкусной рыбы, большая шоколадная конфета, подаренная кем-то из посетителей, и авиабилет в Каир, на родину, потому что контракт крокодила с зоопарком закончился.