Май-июнь 2016 года
…
Аптека для души
10 мая - юбилей художника Михаила Бычкова
В мастерской моего друга художника Михаила Бычкова живут необыкновенные существа. Под потолком парят деревянные птицы. В аквариуме о чем-то шепчутся разноцветные камешки. На внушительном столе можно увидеть толстое-претолстое увеличительное стекло с деревянной ручкой, похожее на морскую черепаху. А на полках плечом к плечу стоят книги, проиллюстрированные Михаилом Абрамовичем, блестят корешками и просятся в руки.
Вот «Три толстяка» Юрия Олеши — стоит ее открыть, как бессмертные герои Олеши тут же придут в движение — циркач оседлает лошадь, вояки загремят шпорами, а знаменитая кукла Суок в розовом платье с лентами и рюшками примется перебегать из одной главы в другую… А сколько удивительных деталей! Хочется рассматривать и одежду, и обувь, и оружие, и то, как устроена карета или повозка циркачей, и буквально каждую травинку и листик. Будьте уверены: все нарисовано абсолютно точно, в согласии с природой, временем и замыслом писателя. Это одна из заповедей художника: иллюстрации к детским книгам должны быть реалистичными, узнаваемыми и в то же время познавательными.
иллюстрации к книге Астрид Линдгрен «Пиппи Длинный чулок». «Как? — сказали шведы. — Разве Пиппи такая? Она же маленькая девочка, как на наших иллюстрациях, а у вас какой-то подросток!..» Тогда Бычков начал спрашивать шведов: «А сколько лет Пиппи?» — «Пять! — хором отвечали шведы. — Мы помним! Еще в нашем детстве именно такой Пиппи и рисовали!» Пришлось показать шведам то место в книге, где сказано, что Пиппи — девять лет. Вы, конечно, понимаете, какая это разница — пять или девять, особенно для такой героини, как знаменитая Пиппи!Вот вам еще одна заповедь: иллюстратор призван внимательно прочитать книгу и «доиграть» в рисунках то, о чем ведется рассказ. По большому счету, это должны быть не прямые иллюстрации, а параллельный мир, в котором герои писателя преображаются художником.
А вот книга, над которой Михаил Бычков работал — только представьте! — целых двенадцать лет: «Алые паруса» Александра Грина. Она сделана совершенно в другой манере — на ее страницах оживают настоящие живописные полотна, удивительные по гамме цветов, воскрешающие «запах» эпохи и поразительно передающие то щемящее и трогательное чувство, которым проникнута знаменитая повесть А. Грина. Но это не всё! Книга напечатана таким образом, что строчки на каждой странице расположены в форме надутого паруса, и текст буквально «переплывает» из одной иллюстрации в другую…
Еще одна заповедь Михаила Бычкова: художник должен придумать всё, от начала до конца: и рисунки, и шрифт, и обложку, и каждую буквицу, и каждую цифру — и тогда книга заиграет всеми цветами радуги и всеми своими даже мельчайшими деталями! Посмотрите его последние работы — иллюстрации к «Серебряному копытцу» П. Бажова, или к «Детству» И. Сурикова, или к «Морю» Л. Толстого, и вы убедитесь, что Михаил Бычков — один из самых волшебных и внимательных художников в нашей книжной графике, он превращает книги, детские и взрослые, в национальное достояние.
Я желаю Михаилу Бычкову доброго здоровья и неиссякаемой фантазии — нам с вами на радость!