Май-июнь 2016 года
…
У книг, как и у людей, своя судьба. Но среди них встречаются такие, которые если уже попали в твои руки, то с ними не расстаешься всю жизнь. Не забываешь их никогда. А если даже такое общение по каким-то причинам прерывается, все равно, рано или поздно, возвращаешься к ним как к старым, верным, душевным друзьям. И совсем не обязательно, чтобы при этом они, так же, как и их авторы, были широко известны.
Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» впервые была напечатана в журнале «Юность» в начале шестидесятых годов, позже она вышла отдельной книгой. Название дано по стихотворению Булата Окуджавы, посвященному Балтеру. В эти же годы появился кинофильм с одноименным названием. И повесть, и фильм вызвали много непередаваемых впечатлений и чувств у читателей и зрителей — людей разных поколений. Предвоенные годы в курортном городе у моря, уходящее детство, первая любовь, оборванная войной... Удивительная, неповторимая музыка композитора Микаэла Таривердиева усиливает щемящее, пронзительное чувство светлой грусти, которое возникает у всех зрителей, когда-либо смотревших этот фильм.
Всеобщее признание, восторг, аплодисменты. Всё это было. А потом… Фильм положили на полку, а замечательную книгу много лет не переиздавали. Вот такая судьба.
Автор повести и сценария фильма писатель Борис Балтер еще до войны окончил военное училище, стал офицером, потом прошел две войны. Позже стал слушателем Академии имени Фрунзе, но впоследствии из-за ранений был уволен с военной службы. Окончил Литературный институт, семинар Константина Георгиевича Паустовского. Судьба писателя Балтера тоже сложилась непросто, но это тема отдельного рассказа.
В Евпатории, где в 1964 году проходили съемки фильма «До свидания, мальчики!», о приезде московской киногруппы знали все. Но появление одной из ее участниц в городской школе все же было неожиданным. Весна только начиналась. Наташа Богунова, так звали юную актрису, играла в этом фильме одну из главных ролей и одновременно училась в одном из старших классов.
Новенькая сразу обратила на себя внимание девчонок и, конечно, мальчишек. От нее исходили какой-то удивительный свет и обаяние. Наташа рассказала, что она не из Москвы, а из Ленинграда, что учится в хореографическом училище, а этот фильм уже второй, где она снимается. Говорила и о писателе Борисе Балтере, который учился до войны в этой же школе.
Титры с именами актеров |
Кадры из кинофильма 1964 года «До свидания, мальчики!» |
Закладной камень на набережной в Евпатории, где будет установлен памятник писателю Борису Балтеру |
Кадры из кинофильма 1964 года «До свидания, мальчики!» |
Съемки фильма продолжались несколько месяцев. Жители города и ребята, конечно, принимали участие в массовых сценах. Позднее и много лет спустя бывшие школьники тех лет, пересматривая кадры фильма, вспоминали до боли знакомый город своего детства и юности. Тот, который так замечательно описал в своей повести Борис Балтер:
«Я любил наш город. По ночам он задыхался от душного дыхания цветов, а днем зной улиц продувало сквозными ветрами. И днем и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стертые плиты тротуаров, свое солнце и теплую прохладу моря тысячам людей, которые искали в нем короткое и легкое пристанище. Я любил его и знал его душу, потому что сам был частью этой души…
Он живет в моем сердце и памяти таким, как казался в юности, и останется таким, как бы теперь не изменился его облик. Всему хорошему, что сохранилось во мне, я обязан ему, городу моей юности, самому лучшему из городов. Ему я обязан тем, что навсегда понял: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой ты родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем».
В фильме нет этих слов, как и многих других искренних, душевных откровений автора. Всё это осталось за кадром. Но они есть в книге, и стоит только взять ее в руки, герои оживают. И будут жить вечно.
Прошло уже более пятидесяти лет со дня выхода на экран кинофильма «До свидания, мальчики!». На набережной Евпатории, в тех местах, где когда-то проходили съемки, собираются установить памятник писателю Борису Балтеру. На закладном камне выбита надпись: «Володька, Сашка, Витька! До свидания, мальчики!»
Стоп-кадр — запечатленное мгновение киноистории. Есть какая-то загадка, тайна во внезапно остановленном рукой человека движении.
Мгновения жизни героев фильма и актеров — участников съемок.Последние кадры фильма. Одинокая фигурка Инки на берегу моря, потом стук колес поезда, летящего куда-то в вечность. Девушка стремительно бежит рядом с составом, и ветер доносит ее крик: «До свидания… мальчики!»
До свидания, Инка!