Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2016 года

Журнал Костер. Май-июнь 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Магический кристалл

Тайны Моцарта и Сальери

Начало в («Костере» № 1, 2016)

Продолжение в («Костере» № 3, 2016)



«Эти слезы...»


Итак, Моцарт играет еще одно прекрасное произведение. Свой Реквием.

Здесь опять загадка: какую именно часть Реквиема он исполняет? Мы смело предположим последнюю часть — «Слёзную» (на латинском языке — «Lacrimosa»). Ведь Сальери, слушая ее даже плачет!



Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Друг Моцарт, эти слезы...
Не замечай их. Продолжай, спеши
Еще наполнить звуками мне душу...


«Lacrimosa» — одна из самых знаменитых частей Реквиема. Если вы будете слушать ее внимательно, то заметите, что в ней настроение тоже меняется. Она начинается невероятно трогательной и печальной музыкой. А потом неожиданно переходит к торжественному настроению. Разгадка в том, что Моцарт не дописал Реквием — не успел — умер скоропостижно. А досочинил «Слёзную» за него ученик — Франц Ксавьер Зюсмайер — Пушкин этого не знал.

Теперь разберемся: откуда известно всем — от великого писателя до школьного хулигана, — что именно Сальери отравил Моцарта.



Моцарт


В конце жизни психика Сальери совсем расстроилась, и его поместили в клинику. Там он и признался врачу, что отравил некоего своего друга, композитора. Врач выдал тайну, доверенную ему Сальери. Она попала в газету, о ней написали. Журналист предположил, что отравленным был Моцарт — и так «состряпал» сенсацию. Молва, конечно, подхватила ее и разнесла по всему миру, а Пушкин своим произведением еще больше укрепил «славу» Сальери как отравителя.

Существует еще миф о похоронах Моцарта: вроде, великий композитор был в конце жизни не признан и беден, поэтому в последний путь его никто не провожал — никто не шел за его гробом. На самом деле, Моцарт был очень известным и очень «высокооплачиваемым» композитором, музыкантом. Когда Вольфганг Амадей умер, в Австрии свирепствовала чума, уносившая тысячи жизней. И австрийский император приказал не устраивать похоронных процессий — чтобы эпидемия не распространялась. А сразу после смерти композитора, по распоряжению императора, было создано общество имени Моцарта — «Моцартеум» — со своим ансамблем. Председателем общества стала вдова Моцарта — певица Констанца Моцарт.

Вот мы и пришли к выводу, что, возможно, Сальери совсем не злодей, не убийца.

Его музыка изящна и красива. Послушайте ее! Например — два Концерта для пианофорте, написанные для двух леди. Имена леди мы не знаем. И никогда не узнаем. А музыка чарующая, напоминающая мелодии Моцарта.

А вот теперь — вопрос для вас! Пушкин, когда писал свою маленькую трагедию, не хотел вывести Сальери «на чистую воду», разоблачить убийцу — он рассказал нам о страшной зависти и к чему она может привести. А еще — поставил вопрос: гений и злодейство — две вещи совместные или нет? То есть может ли гений быть злодеем? Напишите, пожалуйста, нам, как вы думаете!

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист,
Артём СЛАВУТСКИЙ, 11 лет



Сальери


Начало в («Костере» № 1, 2016)

Продолжение в («Костере» № 3, 2016)





Евгений Славутский
Художник Виктор Пономаренко
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»