Январь 2015 года
…
Рубрика Академия художеств журнала «Костер»
(1930–2009), главного художника журнала «Костер» (1992–2008)
Между августом и июнем — шелест засохшей листвы, стук срывающихся с веток яблок, корка тонкого льда на лужах, и снега, снега, снега. А было ли оно, лето? Шла ли рябью вода в заливе, выбивали ли веселую дробь капли дождя по деревянным мосткам, гудело ли железное ведро, расплескивая под хлесткими струями июньскую свежесть. Лето, ты было, или нет?
А может быть, лето все еще впереди. Как обещание. Как тихий шорох тростника над водой. Как рыхлый туман над озером. Вот оно — здесь. Поймано художником в сачок времени. Лето с нами. Художник Лев Московский умел останавливать время. Для нас.
Судьба навсегда связала Льва Московского с детьми, с рисованием для них. После окончания Таллинского художественного института он работал в Ташкенте художественным редактором детского журнала «Гунча» (в переводе с узбекского — «бутончик»). Потом были журналы «Искорка», «Веселые картинки», где появлялись добрые и остроумные рисунки Московского, и наш «Костер».
Первые рисунки мастера печатались в «Костре» еще в 1958 году. В «Костре» помнят искрометный тандем художников Льва Московского и Константина Севастьянова. Они работали в четыре руки, стремительно, задорно. И псевдоним у них был один на двоих — «Янус», бог, у которого два лица.
Десять лет Лев Московский был художником-постановщиком в детской редакции Ленинградского телевидения. От художника требовалась незаурядная фантазия и быстрота. Московский как-то, например, ставил с писателем Л. Пантелеевым телеспектакль «Республика Шкид», и за один вечер нужно было нарисовать в студии множество улочек и деревьев, школьные классы и парты, и толпу бесшабашных шкидовцев. Тут невольно подумаешь о волшебстве. Хотя в настоящем мастерстве и правда есть что-то от магии.
Но самой большой любовью Льва Московского был все-таки наш «Костер». Сколько молодых художников вырастил Лев Михайлович, сколько материалов проиллюстрировал — и не перечислить. И всегда оставался приветливым, невероятно добрым, веселым, благородным, мудрым и радостным. Радостным встречами с хорошими людьми, беззаветной любовью к природе, рыцарской верностью искусству и своему пути.
Есть у Льва Московского одна удивительная осенняя картина. Бежит в густой разноцветной листве — ворох цветных лоскутов под ногами, пестрый купол ветвей над головой — извилистая тропинка. Идет по ней человек. Рядом приплясывает на поводке собака. Они идут домой, где их ждут. Там, далеко, в листве — старая покосившаяся дачка. Может быть, на тяжелом дубовом столе горит свечка. А в желтом круге света лежит неоконченная акварель, и на ней — светлая июньская ночь, не знающая сумерек, тяжелое ведро воды, в которое зачерпнуто не то озеро, не то небо. И понятно, что лето будет.
Работы художника Л. Московского