Январь 2015 года
…
КЛИПЕРЫ
«Она делает всё, как разумное существо, только говорить не может», — так отзывался о своем корабле капитан клипера «Титания». Действительно, клиперы (или, как нередко говорят моряки, клипера) можно по праву считать вершиной парусного судостроения.
Слово «clip» в английском языке XVIII–XIX веков использовалось для поэтического обозначения высокой скорости (например, так можно было сказать о полете сокола). Именно клипера оказались самыми быстрыми среди парусников. Установленные этими кораблями многочисленные рекорды скорости — в равной мере достижение талантливых корабелов и умелых капитанов, умевших раскрыть возможности судна.
Клипер «Фермопилы» |
Клипер имел три мачты и полное корабельное вооружение — прямые паруса на всех трех мачтах. В дополнение к основным парусам ставились лисели — дополнительные паруса, позволявшие обеспечить судну ход даже в очень слабый ветер. На скорость работали и тщательно рассчитанные обводы корпуса судна. Д. А. Лухманов, командовавший в свое время учебным парусником «Великая княжна Мария Николаевна» (бывший британский клипер «Хесперус» — а Хесперус, или Геспер, — это божество вечерней звезды, самой прекрасной из звезд) рассказывал, что ни в одной точке корпуса метровая линейка не прилегала к борту на всю свою длину — настолько изящными были формы судна!
Клипер «Великая княжна Мария Николаевна» |
Клипера (а их строили в Великобритании, Голландии и Соединенных Штатах) работали на дальних океанских линиях. Британские суда возили в Англию чай из Китая и шерсть из Австралии, голландские ходили в Индонезию, американские обеспечивали сообщение между Сан-Франциско и атлантическими портами США. На «чайной» трассе между быстроходными парусниками устраивались настоящие гонки. Победителя, первым доставившего в Лондон чай нового урожая, ждал денежный приз от грузоотправителей. Самая знаменитая гонка развернулась в 1866 году, ее победители — клипера «Ариэль» и «Тайпинг», финишировали с разницей в 20 минут!
«Катти Сарк» в сухом доке (по материалам сайта http://www.hotels-london-hotel.com) |
Пожалуй, самым известным в наши дни клипером «чайного» (а впоследствии — «шерстяного» флота) стал построенный в 1869 году «Катти Сарк» (англ. «короткая рубашка», прозвище знаменитой шотландской ведьмы), который сохраняется в Лондоне как корабль-памятник. В 2007 году легендарный корабль пережил сильнейший пожар, но был успешно восстановлен и с 2012 года вновь принимает посетителей.