Январь 2015 года
…
Что общего может быть у озера Байкал, зимнего наблюдения за волками в парке Иелоустоун, сезона цветения деревьев на Майорке, соревнований по лыжным гонкам на лошадях в Монтане и спуска на горных лыжах с горы Казбек? Только одно — все это входит в список ЮНЕСКО как духовное наследие человечества. С недавнего времени в список вошел и самый знаменитый болгарский праздник — Международный кукерский фестиваль «Сурва». «Сурва» — слово иранское, означает оно «мощь», «силу», «власть». А используют его для описания сельского года, «сильным годом» считается тот, который дал богатый урожай. Праздник Сурва — это праздник плодородия.
Отмечают Сурву в Болгарии в то же самое время, когда у нас в России справляют Старый Новый год. В празднике этом сходятся и обычаи коледования с веселыми ряжеными, и щедрая Масленичная идея с ее призывом к весне приходить поскорее. С 13 января по селам близ города Перника — центра фестиваля — зажигаются праздничные огни и начинают греметь колокольцы, прогоняющие зло. Сам Перник — город удивительный! Мэрия Перника, начиная с 1966 года, организует Фестиваль кукерских игр. Тридцать лет назад, в 1985 году, фестиваль стал международным. А двадцать лет назад, в 1995 году, Перник был принят в члены Федерации европейских карнавальных городов. В 2009 году Перник объявили Европейской столицей сурвакарских и кукерских традиций, а сам фестиваль признали «Живым человеческим сокровищем» Болгарии.
Кто же такие кукеры? Кукеры — языческие боги плодородия и веселья. В кукеров переодеваются молодые мужчины. Костюмы у кукеров устрашающие — вывернутые наизнанку шкуры, рога, маски. Маски эти защищают дом от злых духов, «глазливых людей и прочей нечисти». Компания у кукеров необычная — «Баба», «Сборщики податей», «Парикмахер», «Царь». «Баба» одета в ветхие лохмотья, в руках несет корзинку с прялкой и пряжей и «ребенка», сделанного из дерева и тряпок. «Баба» старается проникнуть в чей-либо дом, чтобы подменить там настоящего младенца на фальшивого. «Сборщики подати» — те, как положено, с цепями. Ими они ловят пришедших на праздник людей, собирая «невыплаченные» долги. А «Парикмахер» «бреет» деревянной саблей ротозеев.
«Царь» же появляется на самом главном торжестве праздника — «запахивании и засевании». На главной площади накрывается стол, и «Царь» произносит тосты за богатый урожай. Затем кукеров запрягают в плуг вместо волов, «Царь» распахивает три борозды и засевает их. За это кукеры «убивают» его деревянными саблями, но он тут же «воскресает». Потом Хаджибаба (предводитель кукеров) забирается на хомут «волов-кукеров» и благословляет народ: «Слушайте, млад и стар! Где кукеров чтут — там богат урожай! Как роятся пчелы, так пусть роятся дети, сколько в море песка — столько вам в доме добра! Пусть провалится сквозь землю зло и царит добро!» Праздник завершается веселым кукерским хороводом на сельской площади, присоединиться к которому может любой желающий.
Эстер Ро |
Художник Виктор Пономаренко | |
Страничка автора | Страничка художника |