Январь 2015 года
…
Ковчег |
Стук человеческого сердца можно сравнить с движением секундной стрелки часов. Часы отсчитывают время жизни, и чем она полнее, ярче, светлее, тем насыщеннее время, в котором мы живем, дольше отсвет его в других столетиях.
Люди, о которых мне хотелось бы вам рассказать, очень разные, и не всем им была отмерена долгая, спокойная жизнь. Она могла быть совсем короткой, как у семнадцатилетней Нади Рушевой. Но какой же полной, яркой и светлой оказалась эта удивительная жизнь, какой необычной судьба!
Может быть, через столетия улыбка и взгляд Нади на автопортрете будут так же волновать, беспокоить людей будущего, как нас — знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. Сегодня Надежду Рушеву помнят и любят многие. И не только в России. Школа, в которой училась Надя, носит ее имя, там же действует мемориальный музей. А в одном из старых московских домов живет Надина мама, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Огромное количество рисунков Нади Рушевой (более десяти тысяч) хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Тувы.
Имя Нади Рушевой мне было знакомо давно, еще в шестидесятые годы, когда я, как и она, учился в школе. Я читал о ней, слышал о ее удивительных рисунках. А вот увидеть их впервые довелось лишь спустя лет десять, на одной из передвижных выставок, которая приехала в Сибирь.
Помню, я подолгу стоял перед каждой из ее работ, с удивлением, грустью и душевным волнением вглядывался в поразившие меня образы. Первые впечатления — удивительная легкость, полет, чистота линии. Меня поразили также фантазия и воображение юной художницы. Героями рисунков были Пушкин, его лицейские друзья, семья и окружение, «Маленький Принц» Сент-Экзюпери, персонажи романов «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Война и мир» Льва Толстого, и многие другие. «Сиренок», «Кентавренка с венком», «Мальчиша» я запомнил и полюбил, ждал встречи с ними на других выставках. Недавно, в воспоминаниях Николая Константиновича Рушева, художника, отца Нади, я прочитал, что в ее планах были и иллюстрации к «Дон Кихоту» Сервантеса…
Для меня работы Нади Рушевой — не просто рисунки, пусть даже и совершенные по исполнению, а именно графические образы. Они радуются, грустят, размышляют, танцуют, смеются, одним словом — живут! А потому восхищают и запоминаются.
«Я всегда живу жизнью тех, кого рисую, и вижу их сквозь бумагу», — говорила Надя.
По свежим впечатлениям я записал тогда, после выставки, в своем дневнике: «Рисунок Нади. Он легок, точен, быстр. И, — словно мысль на кончике пера. Ее рисунок — поэма сказки и добра. Как милый детский смех. И тянется рука к карандашу, чтоб этот смех остался на бумаге…»
Про таких, как Надя Рушева, обычно говорят — «самородок»! Ее специально никто не учил и не заставлял рисовать, она делала это сама. Каждый день. Много читала, любила музыку, театр, музеи, любила танцевать… Еще при жизни Нади ее рисунки восхищали многих известных художников, писателей, актеров. Были и выставки, после которых у нее появлялось много новых друзей и почитателей ее таланта. Особенно после поездки в «Артек», когда Надя окончила восьмой класс.
Прошли годы. До сих пор в книгах, газетах, журналах можно встретить рисунки Нади Рушевой. В отличие от людей, они не стареют. Давно стали классикой «Пушкиниана», цикл работ по «Мастеру и Маргарите»…
Волею судьбы я много лет живу в городе, в который она так любила приезжать (Надя за свои семнадцать лет четыре раза посетила Ленинград.) Город ее надежды стал моим.
Не забыть мне 31 января 1982 года, день рождения Нади Рушевой. Тогда я побывал в Ленинградском дворце молодежи, где было выставлено 350 ее работ. Было очень много посетителей. Фотографии, афиши и любимая музыка Нади создавали особую обстановку. В этот же день я впервые увидел маму Нади — Наталью Дойдаловну.
И тогда и после я часто вспоминал кадры запомнившегося мне еще с юности небольшого документального фильма «Тебя, как первую любовь…». Всего-то девять с лишним минут он идет, а сколько впечатлений остается после его просмотра!
Вот Надя проходит по Летнему саду, сидит на скамейке у памятника Пушкину, рисует фломастером… До сих пор мне памятен эпизод из этого фильма, где Надя чертит веточкой профиль Пушкина на снегу… И улыбается! За кадром звучит ее голос: «…походить по городу — очень здорово! Сейчас так красиво: деревья все в инее… Получается, как кружево такое, и дворцы сквозь них просвечивают… Потом интересно смотреть, как Нева замерзла, и как люди ходят по ней — прямо по льду… Вот прошлым летом, когда приехали в Ленинград и первым делом пошли на Мойку, 12, и когда я опять увидела эти два дома, голубой и розовый, а вдалеке — Зимний дворец, все это показалось таким нереальным — ведь только сейчас из школы вырвалась — что я чуть не заплакала от счастья!»
Кадры из фильма «Тебя, как первую |
Съемки проходили в Ленинграде и Пушкине в первых числах марта 1969 года. Эти дни оказались последними в ее жизни, фильм не был завершен…
А в моей памяти так и осталась ее счастливая улыбка. Светлая, незабываемая, удивительная улыбка нашей Надежды.
Оформление художника Карины Соловьевой