Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2009 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




ВОЛНА И ПАРУС

И. Айвазовский. «Волна», 1889

О чем так приятно вспоминать холодными зимними вечерами? Конечно же — о лете и о теплом, ласковом море. Наверное, нет ни одного художника, который, побывав у моря, не пытался бы запечатлеть его. У одних это были эпизодические этюды, для других море становилось главным героем в творчестве. Таких живописцев называют художниками-маринистами.

Хокусай. «Большая волна в открытом море вблизи Канагава», 1831-1834

Один из самых известных маринистов — И. Айвазовский — прожил всю жизнь в Феодосии на берегу любимого им Черного моря. Не случайно Военно-морское ведомство присвоило ему почетное звание художника Главного морского штаба. В картине «Девятый вал» он показал раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», который готов обрушиться на горстку людей, спасающихся на обломках мачт. Несмотря на драматизм сюжета, картина звучит гимном мужеству людей, борющихся с силами страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Ф. Достоевский написал, что в этой картине «…есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре.»

И. Репин. «Какой простор!», 1903

На гравюре «Большая волна» великого японского художника К. Хокусаи зритель не сразу замечает среди нависающих волн скользящие легкие лодки с маленькими фигурками бросивших весла и пригнувшихся к днищу гребцов. Две гигантские волны, словно лапы какого-то хищника, вздымаются выше виднеющейся вдали священной горы Фудзи.

М. Чюрленис. «Соната моря. Финал»

И. Репин сюжет своей картины обозначил возгласом «Какой простор!» На побережье Финского залива и сейчас можно видеть волнорезы, состоящие из гряд больших камней-валунов, укрепленных цементом. Рискованность хождения по волнорезу почти по колено в холодной воде придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину.

Творчество М. К. Чюрлёниса — уникальное явление в истории искусства. Он был одинаково способным к музыке и к живописи. Его картина «Соната моря. Финал» своего рода парафраз произведения К. Хокусаи. Поднявшаяся огромная волна развернута, как гигантская пасть какого-то чудовища. Она грозит обрушиться на маленькие кораблики у ее подножия.

Русский живописец и график К. Богаевский словно иллюстрирует романтические строки поэта Н. Гумилева:

К. Богаевский. «Корабли». 1912
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Посмотрите на работы выдающихся мастеров, вспомните лето, прислушайтесь к шуму вечного и прекрасного моря.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»