Архив журнала для детей Костер

Апрель 2012 года

Журнал Костер. Апрель 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис...

Не надо лишних слов, не надо фраз

Представьте театр, в котором не говорят, не поют и не танцуют, а играют молча — бывает, что под музыку, а бывает, и нет. Молча смеются, молча плачут. Ходят, прыгают, бегают — все молча. Бывает такой театр? Да, и зародился он давно, в Древней Греции. Это «театр мим». А само искусство называется мимическое искусство. Мим — по-гречески значит «подражание». Отсюда произошло слово «пантомима» — сценка, в которой актеры выражают чувства и мысли только с помощью движений.

Самые древние артисты-мимы — это акробаты, жонглеры, канатоходцы и даже клоуны. Сейчас акробатов или жонглеров так никто не называет, а вот клоуны в цирке очень часто разыгрывают мимические сценки.

Древнегреческий мим

В Древней Греции актеры-мимы участвовали в спектаклях наряду с драматическими актерами. Во время представления они мимикой «комментировали» монолог героя — изображали горе или радость. Актеры-мимы и сами давали представления. До нас дошли имена популярнейших мимов древних времен — Пилад из Киликии, Бафилл из Александрии. В Древнем Риме в честь известных пантомимов устраивались торжества.

Дебюро

В Средние века мимов непременно звали на представления мистерий и литургических драм. В эпоху Возрождения пантомима окончательно превратилась в самостоятельную театральную форму. Имена руководителей пантомимических трупп, выдающихся актеров и режиссеров оставили нам XVI–XVII века — итальянца Гримальди, француза Дебюро, который придумал себе облик-маску Пьеро. Актеры-мимы любили раскрашивать лицо на манер цирковых клоунов. Очень популярна была пантомима в народном итальянском театре «дель арте». Вы наверняка слышали имена персонажей этого театра — Пьеро, Коломбина, Панталоне, Мальвина…

В XIX веке пантомима — полноправный участник представлений в цирке и в мюзик-холле, в театрах-буфф и в оперетте. Знаменитые театры пантомимы работают в Англии, например, театры Лейно и Тича, во Франции, театры Руффа и Карно. В театре Карно в начале ХХ века играл и постигал искусство пантомимы молодой Чарли Чаплин. Очень кстати пантомима оказалась в кино, которое довольно долго было немым. С ее помощью актеры выражали на экране то, что пока, увы, не удавалось выразить в разговоре. Чаплин блестяще владел искусством пантомимы. Но и помимо Чаплина были великие мастера немого кино — мастера пантомимы: Макс Линдер, Гарольд Ллойд, Мэри Пикфорд.

Гримальди

В ХХ веке к пантомиме продолжали обращаться и цирковые артисты, и драматические режиссеры, и мастера кино; и даже балетмейстеры искусно соединяли балет и пантомиму. В ХХ веке родилась еще одна форма пантомимического театра — мимический театр одного актера. Жан Луи Барро и Марсель Марсо были блестящими мимами-солистами, которые создали свою школу пантомимы, свой мимический стиль, свой мимический монотеатр. Режиссеры Мейерхольд, Марджанов, Рейнхардт тоже любили пантомиму и обращались к ней постоянно.

Пантомимическое искусство любимо и популярно не только в Европе, но у многих народов на разных континентах. Пантомима универсальна, она, как и балет, не требует перевода и понятна всем.




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»