Архив журнала для детей Костер

Август 2010 года

Журнал Костер. Август 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

ГИБЕЛЬ «ГИНДЕНБУРГА»

ГИБЕЛЬ «ГИНДЕНБУРГА»

К великому сожалению, история дирижаблей — это череда страшных катастроф. Не будем забираться в глубь времен. Вспомним лишь трагические случаи 30-х годов прошлого века.

ПЕЧАЛЬНАЯ ХРОНИКА

В октябре 1930 года воздушный корабль R-101 отправился в перелет из Англии в Индию. Это был самый крупный английский дирижабль, объемом более 140 тысяч кубических метров. Ночью, в непогоду, когда дирижабль пролетал над территорией Франции, он из-за потери газа начал быстро терять высоту, врезался в лесистый холм, загорелся и взорвался. Из 57 участников полета 48 погибло. Весной 1933 года потерпел катастрофу американский дирижабль «Акрон», еще более крупный, чем английский. Два года спустя подобная участь постигла и другой крупный американский дирижабль — «Мекон». Но самая ужасающая катастрофа произошла с немецким дирижаблем «Гинденбург» весной 1937 года.

Граф Фердинанд Цеппелин

Построенный за год до своей гибели, он был самым крупным в мире жестким дирижаблем. Воздушные корабли такого типа были созданы в Германии графом Фердинандом Цеппелином и получили название «цеппелинов». «Гинденбург» был гордостью фашистской Германии, символом ее могущества. Недаром на его высоком оперении красовалась черная свастика.

ВОЗДУШНЫЙ ГИГАНТ

Дирижабль «Гинденбург» в полете. Впереди — Америка!

Да, таким гигантским воздушным красавцем можно было гордиться. Его серебристый корпус имел длину 248 метров, диаметр — более 40 метров, а объем — 200 тысяч кубических метров! Корабль мог развивать скорость до 135 километров в час и при полном запасе топлива пролететь свыше 15 тысячи километров. Для пассажиров на борту дирижабля-гиганта были созданы идеальные условия. На верхней палубе располагались 26 двухместных кают, ресторан, бар, салон и читальня. Вдоль бортов шли прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе находились кухни с электрическими плитами и лифтами для подачи приготовленных блюд в зал ресторана, ванные, отделанные мрамором, курительные комнаты, туалеты. На дирижабле выпускалась даже своя газета.

В рулевой рубке воздушного корабля

3 мая 1937 года «Гинденбургу» предстояло открыть воздушную навигацию рейсом в Соединенные Штаты Америки.

Незадолго до вылета из Франкфурта-на-Рейне немецкие секретные службы получили информацию о том, что по прибытии в аэропорт Лейкхерст близ Нью-Йорка на дирижабле возможна диверсия. Разумеется, были предприняты соответствующие меры, собраны данные обо всех пассажирах.

«Гинденбург» в Лейкхерсте

В ОГНЕННОМ АДУ

Старт «Гинденбурга» состоялся поздним вечером под бравурные марши. Курс перелета к берегам Нового Света пролегал над Северной Атлантикой.

Прошло более двух суток, как дирижабль находился в воздухе. «Гинденбург» подлетал к Бостону. После обеда пассажиры начали готовиться к высадке. Корабль приближался к Лейкхерсту вблизи Нью-Йорка.

В аэропорту дирижабль ждала большая толпа встречающих. Корабль маневрировал над летным полем, постепенно приближаясь к высокой причальной мачте.

Последние минуты «Гинденбурга»

Было 19 часов 25 минут, и в этот момент над кормовой частью корабля блеснула яркая вспышка. Спустя несколько секунд вся корма была охвачена сильнейшим пожаром. Дирижабль начал оседать на летное поле. Пожар разрастался. Прогремел оглушительный взрыв, и над воздушным кораблем возник огромный огненный шар. Начали рваться топливные баки. Жаркое пламя быстро пожирало еще недавно величественный корабль.

Пассажиров объял ужас, когда палуба вдруг резко накренилась и стала уходить из-под ног, а огонь ворвался в помещения. Каждый решал свою судьбу сам.

СТРАШНЫЙ ИТОГ

Большинство пассажиров находилось в носовой части корпуса, высоко над землей. Люди — мужчины, женщины, дети — в отчаянии выпрыгивали из окон и люков без всякой надежды спастись. Другим удалось выбраться из огненного ада, лишь когда горящая корма коснулась посадочной площадки.

Понадобилось чуть более половины минуты, чтобы гигантский воздушный корабль превратился в груду искореженного металла. Катастрофа унесла 36 человеческих жизней.

Расследование причин трагедии, начавшееся в США, продолжалось долго. Версии выдвигались самые разные. Самой вероятной причиной было признано воспламенение и взрыв гремучего газа, смеси водорода с кислородом, от электрического разряда.

Американские газеты даже обвиняли в трагедии одного местного американского фермера, у которого из-за рева авиационных моторов перестали нестись куры. Вот он и выпалил по дирижаблю из охотничьего ружья. И бедный фермер был действительно опрошен, но сумел доказать свою невиновность.

«НИЧЕГО НЕ ОТКРЫВАТЬ»

Как ни странно, и в Германии не спешили вскрыть истинную картину гибели воздушного корабля. Немецкая следственная комиссия даже получила строжайшее указание имперского министра авиации Германа Геринга «ничего не открывать!». И только 35 лет спустя, наконец-то, появились сведения о том, что «Гинденбург» был уничтожен взрывом бомбы, заложенной в кормовом отсеке корабля.

Диверсию задумал и осуществил один из членов команды дирижабля, молодой человек по имени Эрих Шпель — ярый антифашист. Целью его было уничтожить дирижабль — символ нацистской Германии. При этом Шпель, якобы, стремился избежать жертв.

Часовой механизм должен был включить «адскую машинку» лишь после того, как пассажиры и команда дирижабля сойдут на землю. Однако задержка с причаливанием корабля сыграла страшную роль.

Эрих Шпель и сам оказался жертвой своего терракта. Ему удалось выпрыгнуть из горящего дирижабля, однако полученные им ожоги оказались смертельными.

Гибель «Гинденбурга» имела роковые последствия для мирового дирижаблестроения. Вера в гигантские воздушные корабли была сильно и на многие годы подорвана.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»