Февраль 2007 года
…
Батальный жанр изобразительного искусства назван так от французского слова «bataille» — битва и посвящен военной теме, сценам сухопутных и морских сражений, военным походам и солдатскому быту.
Изображения битв известны с древнейших времен. Еще в искусстве Древнего Востока и в античном искусстве воспеваются подвиги богов и мифических героев, царей и полководцев, побеждающих врагов и возвращающихся с трофеями. В русском искусстве также создано немало замечательных произведений, прославляющих воинскую доблесть.
Икона «Чудо от иконы Знамение. Битва Новгородцев и Суздальцев» — одна из лучших в древнерусской живописи. В ней подробный рассказ о том, как во времена княжеских междоусобиц в 1170 году святая икона спасла Великий Новгород от войска суздальского князя Андрея Боголюбского, осадившего город. В верхнем поясе иконы изображено перенесение этой особо почитаемой в Новгороде иконы через реку Волхов в Софийский собор. Справа духовенство поклоняется вынесенной из церкви иконе, слева процессия приближается к воротам Кремля, встречаемая толпой народа. В среднем поясе иконописец изобразил укрывшихся за крепостными стенами новгородцев с иконой, поднятой наподобие военной хоругви, новгородских и суздальских послов, съехавшихся перед битвой, и суздальское войско, которое «пустиша стрелы яко дождь много». В нижней части из крепостных ворот выезжает новгородская рать, возглавляемая Борисом, Глебом и Георгием, согласно преданию, посланных Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородским воинам. Ряды всадников, объединенные в плотные группы, создают впечатление несметных полчищ, сошедшихся в смертной схватке. Над битвой летящий ангел мечом разит неприятеля. Суздальцы дрогнули, и некоторые уже обращаются вспять. Икона, проникнутая гордостью за Новгород и новгородцев, была написана в период противостояния его с Москвой, когда почти побежденный в неравной борьбе Новгород обращался к воспоминаниям о былой славе и могуществе.
По альпийским кручам, узким обледенелым гранитным скалам перевала Сен-Готард скользят русские солдаты. Это известная картина В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». В 1799 году Россия вела войну с Францией, и армия Суворова двигалась в Швейцарию, где находились союзные австрийские войска. Путь ей преградили неприступные горы. Мы видим кульминацию событий — преодоление грозной стихии. Контраст темных, мрачных, нависающих гор и серебристого снега, на котором отчетливо выделяются фигуры спускающихся солдат, подчеркивает драматизм происходящего. Профессиональные военные критиковали Сурикова за то, что нарисованные таким образом штыки при спуске могут поранить самих солдат. Но в картине весело поблескивающие штыки становятся выразительным символом отваги суворовских «чудо-богатырей».
Во время войны нашей страны с фашистской Германией Севастополь был окружен неприятелем с суши и блокирован с моря. Героическая оборона черноморского города, длящаяся 8 месяцев, стала одной из ярких страниц Великой Отечественной войны.
Художник А. А. Дейнека в 1942 году, в самый разгар военных действий, создал картину «Оборона Севастополя» — скорбную и величественную эпопею о подвиге защитников города. Зрители как будто ощущают себя непосредственными свидетелями и участниками яростной рукопашной схватки. На городской набережной моряки преграждают путь врагу, и бой достиг своей кульминационной точки. На первом плане картины — крупная фигура матроса, бросающего связку гранат. В его решительном лице, в сильном развороте плеч, в руках, крепко держащих гранаты, чувствуется наивысшее напряжение сил и готовность остановить врага даже ценой собственной жизни. Пикирующий сверху немецкий самолет, стреляющие из орудий корабли, прокопченные руины домов и плиты развороченной набережной, сумрачная синева моря и огненное зарево перечерченного клубами гари неба — это художественные образы, выразившие боль и любовь, ненависть и восхищение художника.