Февраль 2007 года
…
А Пукли — Во Птичьих Когтях!
Итак, продолжим разговор о кровати и перенесемся в Древний Египет. На чем же спали жители этой загадочной и прекрасной страны? Кровати у древних египтян устраивались довольно просто — на деревянную раму, опирающуюся на ножки в виде звериных лап, натягивали веревочные сетки. Были в те времена уже и складные кровати, видимо, дорожные. Они состояли из трех частей, скрепленных бронзовыми петлями. Кровати фараона и его приближенных богато украшали позолотой, вырезанными из дерева сценками из жизни, головами зверей.
В античном мире появилась парадная кровать — ложе, которое играло особую роль. На нем не только спали, но и читали, писали, заключали договоры, пировали, словом, проводили большую часть жизни. Нередко встречались ложа, отлитые целиком из бронзы. Но наряду с ними существовали изобретенные египтянами кровати для сна в виде деревянной рамы, затянутой веревочной или ременной сеткой, либо каменные лежаки. На них укладывали тюфяки, набитые сеном, листьями, клочками шерсти (особенно любили заячью). Кровати попроще застилали овчинами. Подушки предпочитали набивать пером белых гусей. Специально для этого покупали птиц у германских племен!
Начиная с эпохи Возрождения, кровать стали застилать дорогими покрывалами, спинки покрывать резьбой и позолотой, расписывать всевозможными сюжетами на темы семейного благополучия. Интересная кровать хранится в Англии в музее Виктории и Альберта. Спинка кровати украшена двумя арками и скульптурами по углам, изножье сделано в виде пяти резных колонок. Стояла она с 1453 по 1765 год в придорожной гостинице «Корона» в Уэре. Поскольку кровать была шириной 3 метра 40 сантиметров, на нее укладывали сразу по шесть постояльцев! В «Двенадцатой ночи» Шекспира говорится о листе бумаги столь огромном, что им можно было «покрыть уэрскую кровать» — видимо, ту самую.
Первое в Древней Руси письменное упоминание о кровати относится к XII веку. В «Слове о полку Игореве» повествуется, как киевский великий князь Святослав рассказывает о дурном сне: «той ночью, с вечера, одевали меня черным саваном на кровати тисовой».
В архивных записях XVII века сохранилось описание кровати из покоев царевны Софьи: «рундук (подставка) деревянной о 4-х приступах (ступеньках), прикрыт красками. А на рундуке кроватной испод резной, на 4-х деревянных пуклях (колоннах), а пукли во птичьих когтях; кругом кровати верхние и исподние подзоры резные, вызолочены; а меж подзоров писано золотом и расцвечено красками». Существовали уже и правила «убора» таких кроватей, стоявших в боярских горницах. На матрас и клавшееся под подушки «зголовье» надевали наволочки рудо-желтого (оранжевого) цвета, а на подушки — пунцового. В самых богатых домах их обшивали серебряными и золотыми кружевами, а внутрь закладывали «духи трав немецких». Прикрывать постель было принято покрывалом из черного китайского атласа с цветной вышивкой.
Такая кровать «новомодного убору» не шла ни в какое сравнение ни с коврами, ни даже с часами. Самые дорогие часы обходились рублей в семьдесят, а кровать оценивалась в сто рублей, постель на ней — в тридцать. Атласное покрывало можно было купить отдельно за три рубля.
В эпоху барокко кровать опять стала видом парадной мебели — во дворцах в анфиладах комнат «на показ» для приема гостей обязательно устраивали парадную спальную комнату с роскошным ложем, на котором никто никогда не спал. Не вставая с не менее роскошных «повседневных» кроватей, знатные дамы встречали гостей, короли занимались государственными делами, принимали придворных — словом, кровать играла немаловажную роль в жизни общества того времени.
А в следующем номере вы узнаете о Панурговом ложе, о патриотической кровати, о кушетке, названной в честь мадам, изображенной на портрете Франсуа Жерара, о кроватях из водопроводных труб и о кроватях… с нишами для собак!
Валерий Богданов |
Художник Евгений Морозов | |
Страничка автора | Страничка художника |