Архив журнала для детей Костер

Февраль 2007 года

Журнал Костер. Февраль 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Викторина

В феврале исполняется 155 лет со дня открытия Нового Эрмитажа — так называется одно из зданий Зимнего дворца. С этих пор великолепная царская коллекция произведений искусства стала открыта для свободного посещения. Этой дате посвящена наша новая викторина. Сначала, как всегда, надо ответить на вопросы и определить зашифрованные буквы. Затем определить, что за слова (они имеют прямое отношение к музейному делу) изображены рядом с вопросами, и расставить эти слова в алфавитном порядке. Тогда отгаданные буквы, соответствующие этим словам, составят ключевое слово — фамилию выдающегося советского историка, работавшего в Эрмитаже много лет.

ЯГАРЕЕЛ 1. «Публичный музеум» — так император Николай I именовал музей, расположенный в новом здании дворцового комплекса, обращенном фасадом на улицу Миллионную. До тех пор картины и скульптуры более ста лет могли видеть только гости царей и придворные. Датой основания музея считается 1764 год, когда по распоряжению Екатерины Великой в Берлине была закуплена первая большая коллекция картин. Коллекция росла, но тешила только императрицу. Она самодовольно писала французскому писателю Вольтеру: «Всё это богатство видят только мыши да я». В ее времена картины и скульптуры располагались только в одном здании — Зимнем дворце. Кто его построил? В фамилии архитектора подчеркнем шестую букву.

ТЕЛИБ 2. Эрмитаж считается одним из самых больших художественных музеев мира: в 400 залах собрано более 3 млн 700 тыс. экспонатов. Эрмитаж справедливо гордится собраниями произведений и предметов самых различных направлений искусства, в том числе русского. Здесь прекрасная коллекция западно-европейской живописи 17-19 веков, в том числе работы великих итальянцев и голландцев: Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициана, Рембрандта, французских импрессионистов, большое собрание античного искусства Греции и Рима, знаменитое на весь мир собрание золота скифов, одна из лучших в мире коллекция монет. Да и вид из окон Эрмитажа — тоже произведение искусства. Как называется площадь, на которую выходят окна южного фасада главного здания музея? Отметим третью букву.

ИЕЖАСНВР 3. Крыльцо здания Нового Эрмитажа со стороны улицы Миллионной украшено фигурами атлантов. Атланты — это мужские фигуры, поддерживающие балконы и выступающие части здания. Десять пятиметровых фигур выточены из полированного серого ладожского гранита. Они — в числе главных символов Северной столицы. Их автор — русский скульптор А. И. Теребенев. Под его руководством в 1844-1849 гг. над созданием атлантов работало более 150 каменотесов. А как в архитектуре называются женские фигуры, поддерживающие выступающие части зданий? Третья буква слова — наша.

ЬТСКИ 4. Эрмитажное чудо — часы «Павлин», огромная ювелирная композиция из золота. Ровно в пять часов начинается представление: часы-гриб отбивают пять раз, золотой павлин распускает хвост, петух хлопает крыльями и кукарекает, сова моргает (птицы сделаны в натуральную величину). Это великолепие князь Потемкин заказал в Англии у знаменитого мастера Кокса и подарил императрице в 1781 году. Правда, чтобы часы пошли, пришлось обращаться к мастеру Ивану Кулибину. А в имени Потемкина нас интересует третья буква.

АТАЫСВВК 5. Военная галерея 1812 года во все времена пользовалась особым вниманием посетителей. Эти два полутемных зала, увешанные портретами военных — память о великом подвиге России, изгнавшей неприятеля. Галерею не раз осматривал Пушкин, работавший с разрешения императора в библиотеке Зимнего дворца, и оставил прекрасное стихотворение, которое начинается словами «У русского царя в чертогах есть палата…». Вспомните фамилию полководца, командовавшего русскими армиями в начале войны с Наполеоном. Запомним первую букву.

АРИНТКА 6. Один из самых необычных экспонатов Эрмитажа — восковая фигура Петра Великого, «Восковая персона». Император сидит в кресле, глядя прямо перед собой. Лицо раскрашено, фигура одета в настоящий камзол, принадлежавший Петру. Перед нами абсолютно точная «копия» основателя Петербурга: маска была снята в 1719 году, еще при жизни императора, скульптором Бартоломео-Карло Растрелли. А «Восковая персона» создана позже по распоряжению Екатерины Великой. Когда-то искусно устроенный механизм внутри куклы позволял ей вставать и кланяться зрителю. Дамы падали в обморок. Неудивительно: настоящий царь был страшноват — длиннющий, со свирепым взглядом, ростом больше 2 метров, но почему-то с маленькими ладонями и ступнями. «Лик его ужасен», — так писал Пушкин в своей известной военной поэме. Из ее названия выпишем третью букву.




Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»