На главную Rambler's Top100
Октябрь 2008 г.
Октябрь 2008 года



ПРОГРЕССИВНАЯ ЦИРЦЕЯ

Эта игра включает в себя правила Прогрессивных шахмат и Цирцеи. Правила Прогрессивных шахмат описаны в № 5-6 «Костра». Последний вариант Прогрессивной Цирцеи разработан в 1979 г. Роберто Гравина (Италия). Содержит дополнительные правила:

1. Взятая фигура возвращается на свое первоначальное место. Если поле занято, фигура выбывает из игры.

2. Если побитая фигура, возвращаясь на исходную позицию, делает шах сопернику, то взятие невозможно.

3. Превращенная фигура, которая впоследствии берется, становится снова пешкой и перемещаетсяа на начальное поле, где она восстанавливает право двигаться на две клетки вперед.

В качестве примера приведем партию В. Дроздов - В. Трусов, опубликованную в газете «Тихий час» (№ 10, 1999 г., Екатеринбург).

1. e3, 2. d5, Cf5
3. e4, e:f5 (c8), Фf3
Мат в 4 серии

Мат в 4 серии

Финальная позиция

Финальная позиция

Черные выигрывают, действуя одним Ферзем:
4. Фd7, Ф:f5(e2), Ф:c2, Ф:c1 X (д.2).

ПРОГРЕССИВНЫЕ ШАХМАТЫ

Предлагаем задачи Э. Шулецкого
№ 1

Мат в 3-й серии

Мат в 3-й серии

Белые: Кр-а1, Л-f4, пп. b5, d3, g3, g4.

Черные: Кр-е5, С-а4, пп. -d4, d5, d6, e6, g7.

Решение

1. b5-b6
2. Два любых хода слоном и пешкой. Белые грозятся поставить красивый мат.
(3. nf4:d4, Лd4-f4, d3-d4 Х).
Чтобы его избежать, белые могут взять пешку, например:
2. Са4-с2, Сс2-d3.
Но тогда 3. b6-b7, b7-b8K, Kb8-d7 X.
Если: 2. g7-g5, g5:f4, то
3. b6-b7, b7-b8 Ф, Фb8-h8 X.

№ 2. Кооперативная игра
(когда черные помогают белым сделать мат)

Мат в 5-й серии
Мат в 5-й серии
(д. 4)
Белые: Кр-g3, п. g2
Черные: Кр-а8, С-а7,
пп. - b7, c6, d5, d6, e4, g7.

Решение:

1. Крg3-f4!
2. d5-d4, d6-d5
3. Kpf4-e5, Kpe5-d6, Kpd6-c7
4. d4-d3, d3-d2, d2-d1 Ф, Фd1-f3!
5. g2:f3, Фf3:e4, e4:d5, d5:c6, c6:b7 X.



А. Боровиков
академик АШШИ

Страничка автора



© 2001 - 2016