Архив журнала для детей Костер

Июль 2011 года

Журнал Костер. Июль 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис...

Представьте, вы в Лондоне XVI столетия и собрались в театр. Что нужно захватить с собой? Зонтик! Дело в том, что театры в Европе до XVI века не имели крыши. Да что там — крыши! До XVI века не было в Европе вообще театральных зданий. Первое было построено только в 1576 году, и то деревянное. Назвали его просто — «Театр». А воздвиг его на окраине Лондона актер Джон Бёрбедж для своей труппы. В ней играл актер Уильям Шекспир…

Простой английский актер Уильям Шекспир

О своем помещении актеры мечтали давно, и выход нашли актеры французской труппы «Братство страстей господних». В 1548 году они арендовали в Париже гостиницу «Бургундский отель», соорудили в ней сцену, поставили стулья — и стали давать представления. Спустя полвека, в 1599 году, отель окончательно переделали под театр, и он просуществовал до 1680 года; потом труппа театра слилась с бывшей труппой Мольера, и родился новый театр — «Комеди Франсез»…

Но вернемся в Англию. Крыши у театра не было долго. Когда в 1596 году театр Бёрбеджа был перестроен в театр «Глобус» для труппы Шекспира, в нем по-прежнему не было ни крыши, ни освещения (спектакли шли днем).

Первый крытый театр построил в 1580 году в Италии, в городе Виченце, архитектор Палладио. Образцом по-прежнему служил римский амфитеатр. Но постепенно в театрах появлялись вестибюль, фойе, кулуары, парадная лестница, арьерсцена, артистические комнаты. А когда, думаете, появился партер? В 1780 году! Места в партере предназначались не для важных персон, а для купивших дешевые «стоячие» билеты.

В XVIII веке на театр взглянули, наконец, как на явление архитектуры. И явились такие архитектурные шедевры, как «Ла Скала» в Милане, «Одеон» в Париже, Большой театр в Бордо.

Театр Пале-Рояль и кардинал Ришелье

Однако театральное здание могло прекрасно организовать городское пространство. Первым обратил на это внимание итальянский архитектор А. Ринальди, когда строил Большой (Каменный) театр в Петербурге в 1775–83 годах. Ринальди поставил театр в центре Карусельной площади (сегодня — Театральной), сделав его градообразующей доминантой и центром городского ансамбля. Позже, в 1830-х, появился грандиозный ансамбль Александринского театра на площади Островского, а в Москве — ансамбль Большого театра на Театральной площади. И в Европе большое театральное здание стали ставить в центре площади или в створе широкого проспекта — «Гранд-Опера» в Париже, «Оперный театр» в Берлине, «Гевандхауз» в Дрездене…

Но и сегодня есть театры без собственных зданий. Это — «внутренние», встроенные театры. Традиция повелась от времен Людовика XIV, тогда появились театры дворцовые, театры в домах вельмож (например, театр «Пале-Ройяль» во дворце кардинала Ришелье). В России внутридворцовые театры стали создавать в середине XVIII века, их называли «оперные дома». Самым знаменитым остается Эрмитажный, построенный Ринальди в Зимнем дворце. Намного позже появились Театр в «Пассаже» (ныне Театр им. В. Ф. Комиссаржевской), театр в Елисеевском магазине (ныне Театр комедии). У этих театров нет своего фасада, его роль выполняет фасад здания, где театр помещается…




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»