На главную Rambler's Top100
Октябрь 2016 г.


Октябрь 2016 года



Морская газета

Морская газета



Путешествие по штурманской карте

ДЕВИАЦИЯ

Современный магнитный компас. По бокам у него — шары из магнитомягкого железа, уменьшающие девиацию

Морские узлы

«Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет, который он держал в руке. Несколько секунд он смотрел в нактоуз на освещенную картушку, а затем бесшумно исчез», — так сделал злодей Негоро в романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Этим предметом был железный брусок. Показания компаса изменились, он уже не показывал правильное направление на магнитный полюс. И шхуна «пятнадцатилетнего капитана» Дика Сэнда, героя романа, изменила курс и вместо Южной Америки попала к берегам Африки…

Такое отклонение компаса от правильного направления, вызванное корабельным железом, называется ДЕВИАЦИЕЙ. Штурман обязательно должен знать девиацию своего компаса, уметь ее измерить и уничтожить. Иначе компас будет «врать», и мы не сможем верить его показаниям.

Иван Петрович де-Колонг

Иван Петрович де-Колонг (1839–1901) — русский морской офицер и ученый, основоположник науки о девиации компаса

В эпоху деревянных судов девиация не доставляла морякам больших неудобств. Испортить компас деревянного парусника можно было, лишь поднеся к нему железо вплотную. А вот когда корабли стали строить из металла, у штурманов появились серьезные проблемы. Гирокомпас, который показывает прямо на истинный север, тогда еще не придумали. Чтобы справиться с воздействием судового железа на компас, морякам понадобилась помощь ученых-физиков.

О том, что железо имеет магнитные свойства, физики знали давно. Теперь ученые выяснили, что бывает МАГНИТОМЯГКОЕ и МАГНИТОТВЕРДОЕ железо. Предметы из разного в магнитном отношении металла «тащат» стрелку компаса в разные стороны. Значит, их влияние можно уравновесить, тогда и девиации не будет. На компасы стали крепить шары или бруски из «мягкого» железа — они снимали влияние «твердого» металла, из которого строили суда.

Обычно девиацию судового компаса уничтожают раз в полгода. Но если наше судно перевозит, например, рельсы или железные трубы — тогда девиацию определяют и уничтожают перед каждым рейсом. На эту операцию отводят время и специальное место — ДЕВИАЦИОННЫЙ ПОЛИГОН. Границы таких полигонов (они обычно находятся вблизи портов) обозначают на штурманской карте красным цветом.

Дежурный капитан
Михаил САВИНОВ

Девиационные полигоны

Обозначение девиационных полигонов на штурманской карте (окрестности Владивостока)




Михаил Савинов


Страничка автора



© 2001 - 2017