На главную Rambler's Top100
Февраль 2017 г.


ФЕВРАЛЬ 2017 года



Морская газета

Морская газета

Путешествие по штурманской карте

ПРОКЛАДКА и СЧИСЛЕНИЕ

Друзья, а умеете ли вы аккуратно чертить линии карандашом? Сегодня это умение нам очень пригодится — ведь мы будем делать НАВИГАЦИОННУЮ ПРОКЛАДКУ.

Задача прокладки — запечатлеть на карте все действия штурмана.

Остро отточенным карандашом штурман прочерчивает на карте курс судна. Этот курс (угол между носом судна и направлением на истинный или магнитный север) он выбирает, прочитав карту и определив кратчайший и безопасный путь в нужный порт. Вдоль этой линии он наносит МЕСТА СУДНА — те точки, в которых судно находится в то или иное время. Но как же определить эти места?

Инструменты штурмана

Инструменты штурмана для работы с картой — карандаши, транспортир и параллельная линейка

Образец навигационной прокладки


Образец навигационной прокладки
Простейший лаг и современный лаг

Простейший лаг. Современный лаг указывает сразу и скорость, и пройденное судном расстояние

Проще всего это сделать с помощью СЧИСЛЕНИЯ. Определение места таким способом — это классическая школьная задача на «скорость, время, расстояние». Штурман знает скорость своего судна и через равные промежутки времени, умножая скорость на время, вычисляет пройденное расстояние. Затем просто отмеряет это расстояние по курсу и ставит небольшой штрих поперек линии — СЧИСЛИМОЕ МЕСТО. А рядом подписывает расстояние.

Скорость судна показывает особый прибор — ЛАГ. Старинный лаг представлял собой длинный трос с узлами, сделанными через равные промежутки. На конце троса (он назывался ЛАГЛИНЬ) крепился деревянный сектор. Лаг бросали за борт и считали, сколько узлов убежит за одну минуту. С тех пор скорость на море измеряют именно в узлах. Один узел равен, одной морской миле в час. А морская миля, в свою очередь, равна одной угловой минуте окружности экватора Земли. Это 1852 метра (попробуйте на досуге перевести в привычные нам километры в час скорость судна, например, в 17,5 узла).

Современный лаг, конечно, намного удобнее. Никаких узлов штурману считать больше не надо, да и вычислять пройденное расстояние самому тоже не требуется.

Сложный электронный прибор сразу показывает скорость и сам считает пройденное расстояние.

Итак, штурман определил место по счислению. Но на движущееся судно всегда действуют ветер и течение, поэтому судно обычно находится не в счислимой точке, а где-то рядом с ней. А вот как определить координаты судна более точно — мы узнаем в следующий раз.

Дежурный капитан
Михаил САВИНОВ



Бросание лага



Михаил Савинов


Страничка автора



© 2001 - 2017