Архив журнала для детей Костер

Август 2011 года

Журнал Костер. Август 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Космическая энциклопедия

Космическая энциклопедия

Больше всего я обязан Вам, Вашим трудам, жертвам и смелости», — писал ленинградскому профессору Рынину Константин Эдуардович Циолковский. Действительно, Рынин был горячим пропагандистом идей Циолковского, космических полетов, в осуществимость которых глубоко верил.

РЕКОРДНЫЙ ПОЛЕТ

Он был единственным в мире ученым, который имел дипломы пилота-воздухоплавателя, авиатора и дирижаблиста. Не раз совершал дальние и высотные полеты на свободных аэростатах, воздушных шарах. Летал в 1914 году на «Илье Муромце» — самом большом в то время самолете. Летал на дирижабле Цеппелина.

Самый выдающийся полет Рынина на воздушном шаре состоялся 21 сентября 1910 года. Тогда ему и подполковнику С. И. Одинцову удалось установить новый всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 6400 метров. Разумеется, на такой высоте аэронавтам пришлось пользоваться подушками с кислородом, которые Рынин предусмотрительно купил перед полетом в аптеке.

Инженер и ученый Н.А. Рынин

Авиация совершенствовалась буквально на глазах. Самолеты летали все дальше, все выше, все быстрее. Став дипломированным воздухоплавателем, Рынин решил идти дальше: освоить еще и крылатую машину.

Аэродром находился в Гатчине, под Петербургом. Полеты совершались обычно либо рано утром, либо вечером, когда воздух спокоен, и, конечно, только в хорошую погоду. Рынин поселился в Гатчине у знакомого инженера. Чуть свет бежал на аэродром, к аэроплану, учился летать, а затем спешил в город читать лекции студентам Института путей сообщения, где преподавал. К вечеру снова возвращался в Гатчину.

Старт аэростата Рынина и Одинцова 21 сентября 1910 года

ЕДВА НЕ КАТАСТРОФА

23 апреля 1911 года один из учебных полетов Николая Алексеевича с инструктором Срединским едва не закончился катастрофой. Не успел их «Фарман» подняться на высоту нескольких метров, как порыв ветра бросил его вниз. Петербургский журнал «Автомобиль и воздухоплавание» писал: «Ударившись о землю, машина была разбита вдребезги. Остался цел лишь двигатель, остальные части оказались совершенно поломанными». Оба авиатора чудом остались живы, отделавшись лишь легкими ушибами.

Рынин стал двадцать четвертым летчиком, получившим русский авиаторский диплом. А три месяца спустя, попрактиковавшись в полетах на дирижаблях, Рынин получил еще и диплом пилота-дирижаблиста.

Весной 1914 года в Петербурге состоялся Третий Всероссийский воздухоплавательный съезд. Около двухсот деятелей русского воздухоплавания собрались на этом съезде. Он проходил в здании Института инженеров путей сообщения на Забалканском проспекте. Из Калуги приехал Циолковский. Здесь и познакомились основоположник космонавтики и Рынин.

Никогда они больше не виделись, только переписывались. Однако эта единственная встреча с патриархом звездоплавания имела в жизни Рынина огромное значение.

Рынин на «Фармане». Снимок 1911 года

ВСЕ О КОСМОНАВТИКЕ

Встреча с Циолковским пробудила у Рынина глубокий интерес к ракетам и космическим полетам. Николай Алексеевич писал: «Идеи Циолковского нашли живейший интерес в моей душе». Работая над космическими темами, Рынин не раз обращался к великому ученому за советами и со своей стороны всемерно старался помочь ему.

«Я сейчас пишу историю развития космических полетов — большой труд», — сообщал Рынин в Калугу в июне 1926 года. Он работал в то время над своей знаменитой космической энциклопедией. Надо было перечитать горы книг, познакомиться с тысячами газетных и журнальных публикаций, изучить архивные документы, древние рукописи.

Обложка одного из выпусков космической энциклопедии

В 1928 году в Ленинграде первый выпуск, первая книга космической энциклопедии увидела свет. Рынин назвал ее «Межпланетные путешествия. Мечты, легенды и первые фантазии». Скоро появился и второй выпуск под названием «Межпланетные сообщения в фантазиях романистов». В третьей книге речь шла о способах связи межпланетных путешественников с Землей.

Далее Рынин приступил к описанию ракет, к теории космического полета, космической навигации. Один выпуск он целиком посвятил жизни, идеям и ракетам К. Э. Циолковского.

«ДА, ЦЕЛЬ ДОСТИЖИМА!»

Девять книг, девять выпусков составили космическую энциклопедию профессора Рынина. С тех пор, как была создана эта удивительная, единственная в мире энциклопедия о полетах в межпланетное пространство, прошло много лет. Но до сих пор она не потеряла своего значения.

Фантастические обитатели Марса. Рисунок из космической энциклопедии Рынина

Еще в 30-е годы, 80 лет назад, Николай Алексеевич задался вопросом: как будут воздействовать на живые организмы большие ускорения, перегрузки? Чтобы ответить на этот важный вопрос, он строит специальную центробежную машину, прообраз современных центрифуг для летчиков и космонавтов, и с ее помощью испытывает на перегрузки мух, жуков, мышей, кроликов.

Перед самой войной Николай Алексеевич тяжело заболел. Когда Великая Отечественная война началась, больного ученого эвакуировали из Ленинграда в Казань. Там 28 июля 1942 года Николая Алексеевича не стало. В Казани его и похоронили на Арском кладбище.

Последние годы жизни Рынин работал над новой, десятой, книгой своей космической энциклопедии. Закончить ее ему не удалось. Осталась рукопись. Есть в ней такие строки: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с межпланетными сообщениями, меня вначале смущал вопрос: не за химерой ли я гонюсь, достижимы и осуществимы ли они? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твердой уверенности. Я осознал: да, цель достижима!» И эта уверенность замечательного ученого полностью оправдалась.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»