Архив журнала для детей Костер

Март 2016 года

Журнал Костер. Март 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Магический кристалл

Тайны Моцарта и Сальери



«КАКАЯ СМЕЛОСТЬ И КАКАЯ СТРОЙНОСТЬ!»


Итак, в прошлый раз (см. «Костер» № 1, 2016) мы выяснили, что, оказывается, можно ревновать другого не только к его богатству и «статусу», но и к чему-то как бы неосязаемому — одаренности, таланту!

Сальери сам прекрасно чувствовал музыку, разбирался в ней, понимал ее. И терзался черной завистью к более одаренному другу. Он считает, что великий талант дан Моцарту незаслуженно. Что он, Сальери, трудился упорнее и целеустремленнее над познанием и сочинением музыки и более достоин, чем его друг Моцарт, чтобы бог и судьба одарили его гением!

И вот что интересно — маленькое пушкинское произведение можно не только прочитать! А что еще?.. Его можно послушать! Да, именно так! Пушкин подразумевал, что в трагедии звучит музыка! Правда, не Сальери — Моцарта. И музыка настолько чудесная, что Сальери, слушая ее, плачет от восторга!

Давайте и мы послушаем, что играет Моцарт перед смертью своему другу и «убийце» Антонио Сальери!..

А здесь нас ждет загадка! Но это не страшно, а даже увлекательно — потому что есть повод пофантазировать и провести расследование! Александр Сергеевич не указал, какую музыку исполнял Моцарт для Сальери, но оставил нам намеки. И мы попробуем их разгадать.

Первое произведение, которым Сальери был немыслимо восхищен — это фортепианная соната. Но какая же из сонат Моцарта? Пробуем «вычислить»… Большинство сонат Вольфганга Амадея спокойные и радостные, как сейчас сказали бы, «позитивные». Даже очень позитивные! Один известный теолог (ученый, занимающийся религией) написал: «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта». А грустное ангелы играть не станут.

А о сонате, которую играл для Сальери, Моцарт сказал так:


Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…

«Незапный мрак, виденье гробовое» — вот что поможет нам найти «нужную» сонату! В сонате Моцарта № 8 ля минор радость вдруг сменяется каким-то «незапным мраком». Это прекрасное произведение. Послушайте его — и вы не пожалеете о затраченном времени! Вам захочется воскликнуть, как Сальери:


Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог…

Почему Моцарт сыграл сонату с «незапным мраком» и «виденьем гробовым»? Может быть, у него было печально на душе, и он предчувствовал смерть. И в самом конце трагедии Моцарт играет еще одно прекрасное произведение… Но об этом — в следующий раз.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист,
Артём СЛАВУТСКИЙ, 11 лет



Моцарт за фортеньяно


Продолжение в («Костере» № 5-6, 2016)





Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»