Архив журнала для детей Костер

Январь 2016 года

Журнал Костер. Январь 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Магический кристалл

Тайны Моцарта и Сальери



Привет от Салерия


У меня в кабинете (я преподаю литературу и мировую художественную культуру) стоит бюст Моцарта. Какой-то шутник (или банда шутников) оставили надпись на лбу Моцарта (его бюста, конечно): «Привет от Салерия!» Конечно, это форменное безобразие: неправильно написать имя композитора: он не Салерий, а Сальери! И еще издевательство над великим Моцартом! Но с другой-то стороны, хулиган (или хулиганы) знали, кто такой Сальери и что он определенным образом связан с историей Моцарта.

Если назовете имя Антонио Сальери, у большинства сразу возникнет одна ассоциация: он отравил Моцарта из зависти! Кто же так постарался, чтобы в сознании людей была именно такая ассоциация? Оказывается, что в большой степени — Александр Сергеевич Пушкин! Он сочинил знаменитую маленькую трагедию «Моцарт и Салиери» (во времена Пушкина имя писалось через «и» — Салиери). Трагедия сначала так и называлась «Зависть». После того как трагедию напечатали, все стали воспринимать Сальери как отравителя.

А как в жизни относились друг к другу Моцарт и Салиери? Какую музыку сочиняли? И вообще, откуда узнал Пушкин о зависти и отравлении? Обвинение очень серьезное! Как сейчас говорится — уголовное!

Привет от Салерия

Вы, наверное, сильно удивитесь, если узнаете, что в жизни Антонио и Вольфганг были не просто коллегами (музыкантами и композиторами), но и… друзьями! Да, у них были настоящие дружеские отношения: как вспоминают мемуаристы (те, кто пишет воспоминания), они встречались на приятельских вечеринках, ходили друг к другу в гости, музицировали вместе, переписывались. И дружили семьями. Например, Антонио, бесплатно, по-дружески, учил итальянскому языку и пению сына Вольфганга Амадея. А в пении Салиери знал толк. И это, мягко говоря: ведь он был лучшим, самым известным сочинителем опер в то время! Моцарт восхищался ими вместе со всеми. Вот и повод для зависти. Правда, в другую сторону: Моцарта — к Сальери! А еще Моцарт завидовал Сальери из-за того, что австрийский император назначил Антонио придворным композитором. А Моцарт сам мечтал им стать.

Так почему же у Пушкина смертельно завидует не Моцарт, а Салиери? Что уязвляет его самолюбие так сильно, что он убивает друга?!

Постараемся ответить на эти вопросы. В маленькой трагедии Пушкина… Кстати, странное название! Как трагедия может быть маленькой?! Ведь трагедия — крушение жизни человека, несчастный перелом судьбы и смерть. Наверное, Александр Сергеевич играл словами — он имел в виду маленький объем произведения: действительно, прочитать его можно быстро. Так вот — в «маленькой трагедии» Сальери завидует не положению Моцарта (какое вообще у него положение — об этом не говорится). Не его популярности. Он завидует … его таланту, его гению! Но об этом — в следующий раз.

Евгений СЛАВУТСКИЙ, журналист, преподаватель.
В соавторстве с сыном Артёмом СЛАВУТСКИМ,
11 лет, учеником гимназии

Продолжение в («Костере» № 3, 2016)

Продолжение в («Костере» № 5-6, 2016)



Евгений Славутский
Художник Виктор Пономаренко
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»