На главную Rambler's Top100
Март 2014 г.

МАРТ 2014 года



27 марта —  Международный день театра. «Ходит занавес — как парус...»

История вещей

Вот в зале гаснет свет, и тихо скользит занавес, открывая картину волшебного мира… Занавес стал символом театра. Не случайно он считается официальной эмблемой главного театра Петербурга — Мариинского. Занавес Мариинки был выполнен художником Александром Головиным в 1914 году и сочетал в себе сразу две художественные техники — живопись и аппликацию. Он был выдержан в темно-красных тонах и повторял рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в честь которой театр и получил свое имя. В 50-е годы XX века художник Симон Вирсаладзе изменил цвет занавеса на сине-голубой — в тон интерьеру всего театра. Сейчас Мариинский театр — это великолепные переливы всех оттенков синего и золотого.

Так что же такое театральный занавес? Как утверждает энциклопедия: «вид драпировки, отделяющий сцену от зрительного зала». Занавес отгораживает реальный мир от воображаемого и помогает работе машинистов и реквизиторов сцены. Не слишком ли прозаично для такой необыкновенной театральной «вещи» с долгой историей?

Театральный занавес

Занавес существовал уже в театре Древнего Рима. Когда начинался спектакль, он опускался в специальную щель в полу сценической площадки, а в конце представления снова поднимался из пола. Такой занавес называется «греческим», потому что в римские театры он пришел из Древней Греции. Интересно, что в самой Греции занавес в театре не применялся.

В Средние века театр вышел на улицу, и необходимость в занавесе отпала сама собой. Он вернулся в театр только в XVI–XVII веках и стал не раздвигающимся, а поднимающимся. Он поднимался в начале спектакля и опускался в конце, а пьесы так и заканчивались — словом «Занавес». В ту пору занавес расписывался сюжетами на мифологические или аллегорические темы.

Только в эпоху барокко занавесу окончательно удалось закрепить за собой роль «отделителя» зала от сцены и стать неотъемлемым элементом декорирования сцены-коробки. В театре XX века занавес нередко входил в оформление спектакля, создавался для определенной постановки. Так, например, в 1917 году в Александрийском театре для спектакля «Маскарад» М. Лермонтова художник А. Головин расписал десять занавесов — для каждой картины спектакля. Сейчас нередко, по замыслу режиссера, в спектаклях занавес не применяют.

А еще занавес и сам может быть актером. В танцевально-драматическом искусстве XVII века катхакали он становился действующим лицом, например, врагом злого Раваны — ведь катхакали исполнялось в лунную ночь на открытом месте. Занавесы, которым отводилась особая роль в спектакле, часто применялись и в дель арт, и театре Шекспира, и театре Лопе де Вега, в театре Вахтангова и многих других. Старшее поколение театралов помнит знаменитый занавес «Таганки», которому в спектакле «Гамлет» с Владимиром Высоцким отводилась серьезная драматическая роль — одновременно он был Роком, Судьбой, Стеной, Крылом, Временем и Вечностью.


Занавес в танцевально-драматическом искусстве



Эстер Ро
Художник Виктор Пономаренко
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2017